Супруга императора Александра III Мария Федоровна, урожденная Мария София Фредерика Дагмар, не была ни красавицей, как Елизавета Петровна, ни блестящей государыней, как Екатерина II. Однако она обладала тем особым, неповторимым шармом, который мгновенно располагал к ней окружающих – как в родной Дании, так и в чужой России. Как эта маленькая датская принцесса очаровала свою большую новую Родину?
Умная Минни
Родители Марии, датский король Кристиан IX и его супруга Луиза, называли ее умной – за бойкий ум, рассудительность и сдержанную живость. За принцессой закрепилось еще одно очаровательноеп прозвище – «Минни», то есть маленькая. Небольшого роста, но крепкая, подвижная девушка с большими, широко расставленными глазами так понравилась жене Николая I Александре Федоровне, что она без всякого стеснения заявила ее матери Луизе: «Эту вы обязательно должны приберечь для нас».
Императрица не ошиблась в выборе. Датская принцесса стала украшением российского двора. Среди пышного великолепия высшего петербургского света она выделялась своей простотой, естественностью, непринужденностью и удивительной доброжелательностью. Она была чужда подковерных политических интриг, которые в изобилии плелись вокруг императорского трона, всячески избегала конфликтных ситуаций и приятно радовала глаз своей неиссякаемой бодростью и негаснущим оптимизмом, которого так не хватало царскому окружению.
Идеальный союз прекрасного принца и маленькой принцессы
Первым женихом Марии Дагмар был цесаревич Николай Александрович — сын императора Александра II. Эта пара вызывала всеобщее восхищение. Почему же их союз считался идеальным?
Они познакомились в 1864 году и сразу полюбили друг друга. Молодой наследник был очарован датской принцессой.
«Она так симпатична, проста, умна, весела и вместе застенчива. Она гораздо лучше портретов, которые мы видели до сих пор. Глаза ее говорят за нее: такие добрые, умные, бойкие глаза», – писал он своей матери.
Брак царственных влюбленных был выгодным и с политической точки зрения. В 1864 году Дания в ходе войны с Пруссией потеряла ряд земель – Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург и поэтому желала установления близких отношений с могущественной Россией. А наша страна была заинтересована в безопасном выходе к Балтийскому морю, и союз с маленькой, но стратегически выгодной Данией гарантировал стабильность в том регионе.
Николай Александрович много ждал от брака с умненькой «Минни». Он рассчитывал привить ей любовь к России, надеялся стать хорошим государем для своего Отечества – любовь окрыляла его и вдохновляла, заставляя забыть об опасной, прогрессирующей болезни позвоночника. Юная принцесса была не менее счастлива. Своему брату она писала:
«Если бы ты только видел и знал его, то мог бы понять, какое блаженство переполняет меня при мысли, что я могу назвать себя его невестой».
Однако счастливым планам влюбленных не было суждено сбыться. В 1865 году Николай Александрович скончался от той самой болезни позвоночника – абсцесса позвонков, который спровоцировал церебральный менингит. Мария Дагмар вместе с семьей цесаревича присутствовала при его последних минутах, которые их сблизили.
Своя среди чужих
В 1866 году Мария Дагмар вышла замуж за любимого брата умершего жениха – Александра Александровича. Этот брак оказался на редкость удачным и счастливым. Взойдя на российский престол, Мария Дагмар, получившая в православном крещении имя Мария Федоровна, пережила страшные катастрофы, сломившие эпоху, – но не ее.
Какие черты характера помогли ей устоять в маховике истории? Ведь датская принцесса пережила переломные моменты в судьбе России: убийство императора Александра II, две революции – 1905 и 1917 годов, большевистский переворот, гибель царской семьи – своего сына Николая II, его жены и детей… Но ни одна из этих трагедий не сломила Дагмар – недаром современники называли ее настоящей царицей не только по внешности, но и по духу.
Она была на редкость умной и тактичной женщиной и умела скрывать свое влияние на мужа. Ее легкость и доброжелательность мгновенно располагали к ней всех, с кем она общалась. Она пользовалась безупречной репутацией любящей жены, заботливой матери и отличной хозяйки. Мария Федоровна много и активно занималась благотворительностью, за что венценосный супруг называл ее «ангелом-хранителем России».
Она была леди в полном смысле этого слова: задавала тон в светской жизни Петербурга, но и в ужасных испытаниях сохраняла поистине царское достоинство. Потеряв жениха, она не пала духом; после убийства Александра II она стала надежной опорой для мужа, которого изначально готовили не для царского престола, а для военной службы.
Свою жизнь она окончила в 1928 году в 80 лет в родной Дании, куда уехала, спасаясь от гонений большевиков. Минни не стала великой, но она сделала больше – стала незримым щитом дома Романовых. Почему же она менее известна, чем Екатерина II или, например, Елизавета Петровна? И можно ли считать эту удивительную женщину лицом эпохи?
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))