Найти тему

Чужие рельсы

Про визжащих от азарта французов и бельгийцев Бушков, конечно, написал сильно. Хотел бы я посмотреть на это зрелище, жаль только, что не удалось бы.

Бушков определённо не понимает разницы между биржевыми котировками акций и дивидендами по этим же акциям. Биржевые котировки действительно по некоторым акциям могли подскакивать не только на 40%, но и на 100% и даже выше. Но такое сплошь и рядом происходило и на иностранных биржах, и повизжать от азарта бельгийцы и французы вполне могли у родных осин, сэкономив на стоимости билетов до России.

Тут надо знать, что про засилье иностранных капиталов в отечественной хозяйственной жизни уже в те былинные времена говорили и писали не много, а очень много. Сейчас бы сказали, что это означало быть в тренде.

Писали журналисты и писатели, любители развенчивать мифы и создавать правдивые портреты эпохи. Говорили с думской трибуны и университетских кафедр депутаты и профессора, юристы по образованию, не способные разделить одно число на другое. А вот российские предприниматели, т.е. люди, знавшие положение дел не понаслышке, а изнутри, на своих торгово-промышленных съездах говорили прямо противоположное. Они говорили, что именно в русскую промышленность из-за архаичности наших законов, иностранные буржуи вкладывают свои капиталы крайне неохотно.

В 1913 году предприятия с иностранным капиталом составляли не более 14% от их общего числа. Но при этом в период с 1887 по 1913 год сумма иностранных инвестиций увеличилась в 11 раз.

Возникает естественный вопрос – а как же так? На примере железных дорог объясняю - всё очень просто, и никакого противоречия тут нет, как нет и никакой мистики. Но сначала снова дам слово Бушкову.

«Принято восхищаться успехами русских инженеров, в кратчайшие сроки построивших Транссибирскую магистраль и Маньчжурскую железную дорогу (КВЖД). В самом деле, есть повод для гордости – вот только большую часть средств на строительство выделили в виде кредита иностранные банки, и, соответственно, часть этих магистралей принадлежала им…»

-2

Жаль только, что Сан Саныч не снизошёл до объяснения деталей, не рассказал своим читателям, какая именно часть наших железных дорог иностранным банкам принадлежала. Может быть, каждая вторая шпала? Каждая третья водокачка? Или каждый четвертый семафор?.. Ни то, ни другое, не третье.

В годы царствования Николая II для привлечения иностранных капиталов правительство пользовалось в основном государственными облигационными займами. А что такое облигация? Это – такая красивая бумажка с водяными знаками, на которой нарисованы разные буковки и цифирки. Государство гарантировало её владельцу регулярную выплату процентов от её номинальной стоимости, а по истечении определенного срока её выкуп. При этом, в отличие от акции, облигация и тогда, и сейчас не даёт её владельцу никакого права на участие в решении организационных или финансовых вопросов предприятия, в которое были вложены деньги, полученные при её продаже.

Приобретение облигаций, как и приобретение любых других ценных бумаг при капитализме, таило в себе определённый риск, потому что эмитент (организация, которая выпускает ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности) в какой-то момент могла оказаться финансовой пирамидой или банкротом. Но и держать деньги в банке – это тоже риск, потому что банки тогда сплошь и рядом лопались, словно мыльные пузыри.

Так вот, русские государственные облигации считались очень надёжными, поэтому за рубежом их покупали охотно не из-за умопомрачительных дивидендов, а именно из-за отсутствия рисков.

Утверждать же, что российские железные дороги не совсем принадлежали России, т.к. были построены на деньги, полученные от продажи российских ценных бумаг, просто нелепо. Это же не автокредиты были.

Ну а теперь давайте рассудим вместе, что лучше. Лучше потихоньку копить деньги на строительство дороги от Москвы до Владивостока, не имея при этом ни денег, ни дороги? Или лучше, всё рассчитав, взять кредит и построить дорогу с тем, чтобы её эксплуатация дала возможность выплачивать проценты и со временем рассчитаться с кредитором, одновременно с выплатами развивая огромные территории на всём её протяжении? Для меня ответ очевиден, но своего мнения я никому не навязываю.

Строительство государством железных дорог – изумительный индикатор промышленной мощи или, наоборот, немощи страны.

При Николае II в период с 1894 по 1913 год суммарная длина железных дорог увеличилась в полтора раза: с 43937 до 61829 км (я говорю только о длине, не учитывая их модернизацию). Итого добавлялось по 1789,2 км в год.

За годы Советской власти с 1917 по 1991 год длина железных дорог в СССР выросла до 147400 км. Т.е строилось по 1156,4 км дорог в год, и я ещё подыграл Советскому Союзу, приписав ему и весь 1917 год, и все дороги, построенные во время Первой Мировой войны, включая Мурманскую.

Нужно учитывать, что при их строительстве в советское время была возможность использовать более современные принципы научной организации труда и более современную технику. Например, Главное управление железнодорожного строительства НКВД СССР вместо вольного найма и зэков с тачками вместо свободных людей. Но всё равно строили меньше, и это отставание даже объяснить-то ничем нельзя, кроме неэффективности социалистической модели экономики в принципе.

И был в то время другой столь же надёжный индикатор экономического развития государства. Я сейчас говорю о наличии линкоров (дредноутов). Позволить себе их строить могли только очень продвинутые страны. Линкор был олицетворением научной, промышленной и финансовой мощи. Дредноут тогда, это круче, чем атомная подводная лодка сейчас.

Линкор "Севастополь", спущен на воду 10 июля 1911
Линкор "Севастополь", спущен на воду 10 июля 1911

В России перед Первой Мировой войной и в ходе неё всего было заложено 8 линкоров и 7 из них достроены. Впервые в мире артиллерия главного калибра на них была помещена в трёхорудийные башни, что резко увеличивало вес бортового залпа. Правда, был ещё и девятый дредноут, который летом 1916 года спустили на воду пруда в Арзамасе Борька и Федька, герои повести «Школа» А.П. Гайдара. Но в строительство этого дредноута государство не вложило ни копейки, и поэтому, объективности ради, считать его не будем.

Япония, победившая Россию в войне 1904-1905 гг., к 1917 году имела 5 линкоров, из них два - крайне неудачных.

Из 7 линкоров дредноутного типа Российской Империи 3 линкора на Балтийском море пережили Первую Мировую и Гражданскую войны и служили затем в составе Краснознамённого Балтийского флота. Во время Великой Отечественной войны они защищали Ленинград.

А в СССР в 1938-1940 годах были заложены 4 линкора типа «Советский Союз». Ни одного достроить не смогли, и все они после войны были разрезаны на металлолом. Считается, что достроить эти четыре советских линкора помешала Великая Отечественная война. Но достроить семь царских линкоров Первая Мировая помешать не смогла.

Можно, конечно, сказать, что достраивать советские линкоры уже не было необходимости, так как основной ударной силой на морях и океанах стали авианосцы. Но их в СССР даже не пытались заложить.

Ну, и раз уж я упомянул про атомные подводные лодки, будет уместно вспомнить и о том, что именно в царской России впервые в мире изучение атомного ядра и радиоактивности стало проводиться не только энтузиастами-подвижниками, но и на основе государственной поддержки.

Именно в России уже в 1911 году под руководством академика В.И. Вернадского стартовала государственная программа по поиску урановых руд, изучению явления радиоактивности и поиску способов обогащения урана. Как далеко сам академик и его ученики продвинулись в осуществлении этой программы неизвестно, потому что, начиная с определённого момента, результаты их деятельности были засекречены. Однако позднее авиаконструктор Игорь Сикорский рассказывал, что знаменитый «Илья Муромец» был сконструирован им по заданию военного министра Сухомлинова, который считал, что русской армии скоро понадобится бомбардировщик, способный нести очень тяжёлую и очень мощную бомбу. Всего вероятнее, что Сухомлинов просто проявил излишний оптимизм.

P.S.

Вопрос, не считаю ли я, что при царе было лучше, прошу не задавать. Я так не считаю.

Два против двадцати

Ходил в советские времена такой анекдот:

Что такое порнография по-немецки? Это, когда в Восточном Берлине собирается компания мужиков, и они по телевизору смотрят фильмы для взрослых, транслируемые из Берлина Западного.

(продолжение следует)

Предыдущие публикации этой серии:

Предисловие - Правдивый портрет эпохи

Глава 1 - Стеариновые свечи

Глава 2 - Потерянный секрет

Глава 3 - Царица и Хирург

Глава 4 - Некрестьяне

Глава 5- Золото