Великий князь Георгий был третьим ребенком в семье Императора Александра 3 и Императрицы Марии Федоровны, его старшим братом был Николай, будущий Император Николай 2, в семье их звали Ники и Джоржи.
Джоржи родился 9 мая 1871 года, между Ники и Джоржи был ещё один, средний брат Александр, он умер от менингита не прожив и года, поэтому над Джоржи тряслись больше других детей, может поэтому он рос слабым и болезненным, часто простужался, но это никак не сказалось на его характере.
Вот что вспоминала о нём его младшая сестра, Ольга Александровна:
По словам его сестры, Георгий был большим проказником. Его классная комната находилась рядом с комнатой брата Николая, Наследника престола, который хохотал до слез, слушая, как терзает учителей Георгий. Николаю часто было трудно сосредоточиться во время занятий, потому что Георгий то и дело отвлекал его.
— Вообще говоря, у Георгия было особое чувство юмора. Всякий раз, как он выдавал особенно удачную шутку, Ники записывал ее на клочке бумаги и прятал в "шкатулку курьезов" вместе с другими памятками своего отрочества. Шкатулку эту он хранил у себя в кабинете, когда стал царем. Зачастую оттуда слышался его веселый смех: Ники перечитывал извлеченные из тайника шутки брата.
В довершение всего, у Джоржи был соучастник его проделок, причем, весьма живописный. Это был зеленый попугай Попка, который почему-то не любил мистера Хиса (учителя английского языка). Всякий раз, как бедный учитель входил в комнату Джоржи, попугай начинал злиться и затем передразнивать мистера Хиса, щеголявшего своим британским произношением. В конце концов мистер Хис до того рассердился, что перестал давать Джоржи уроки до тех пор, пока Попку не унесли в другое место из классной комнаты брата.
Карьера Георгия
Как сыну Императора и Великому князю, у Георгия была только одна дорога в будущем - стать военным, и его определили во флот.
Поэтому в кругосветное путешествие в 1890-1891-х годах Джоржи поехал вместе со своим старшим братом Николаем.
23 августа 1890 г. из Кронштадта на крейсере «Память Азова» братья (Николай — уже официальный Наследник престола) отбыли в кругосветное путешествие. В начале и середине декабря, когда они находились уже в Бомбее, Георгий Александрович почувствовал себя плохо. Бытует версия, что он заболел 18 октября 1890 года во время бала, проходившего на палубе корабля во время стоянки в Триесте. Он сидел на катере, в одном сюртуке, а ночь была холодная и Цесаревич простудился. Уже тогда началась лихорадка, которая не проходила. Проезжая (в Египте) на поезде с открытым окном по пустыне (в ноябре ночами там уже не жарко) он добавил к простуде еще одну.
Георгию сначала поставили острый бронхит и естественно, ни о каком продолжении путешествия не могло быть и речи, поэтому его отправили в Афины для осмотра Императорских врачей. Никто сначала не относился к заболеванию серьезно, но слабость, кашель и боли в груди не оставляли больного. Вскоре Георгию был поставлен неутешительный диагноз - туберкулез, раньше это было приговором.
Жизнь после
Лечить туберкулез в то время не умели, рекомендовали лишь смену климата, и поселился Георгий затворником в небольшом местечке Абастумани, сегодня это территория Грузии, родственники раз или два в год навещали его.
"Лечение" у Георгия было непонятным, например он спал в комнате с открытыми окнами под грудой одеял при температуре в -9 градусов, ну странно как то.
После смерти Императора Александра 3 и восшествия на престол Императора Николая 2, Георгий получил титул Цесаревича и Наследника престола, как следующий по близости к престолу член Дома Романовых. Что интресно, после смерти Георгия их младший брат Михаил этого титула так и не получил, хотя Цесаревич Алексей родился через целых пять лет.
Георгий понимал, что с такой болезнью ему долго не прожить и большого будущего у него уже не будет, понятное дело, что это угнетало его, он привык к другой жизни.
Сестра Ксения так описывала его будни в Абастумани:
Джоржи вечно находится в вредном для него обществе. Потом, эти пикники с вечным пьянством пагубно действует на него, затем дамское общество – все это для него вредно!
Но интереснее всё же прочитать письмо целиком:
Так как Тебя, конечно, всего больше интересует знать мнение Захарьина на счет состояния здоровья дорогого Джоржи, то с этого и начну. Он нашел, что болезнь запущена (два года никакого правильного лечения не было), и она все еще держится в самой верхушке правого легкого. В мокроте найдено много бацил, но на это он не обращает особенного внимания, т. к. в этой болезни оно иначе и не может быть.
Он говорит, что с правильным лечением Джоржи может совсем поправиться, но для этого нужно время и хороший режим. Абастуман, по его мнению, отличное место зимой и осенью, но не весной (начиная с Марта, когда тут происходит страшное таянье снегов и вследствие того ужасно сыро), а в особенности летом — когда Абастуман битком набит народом, и Джоржи вечно находится в их вредном для него обществе, т. к. тут масса больных и т. п. Потом, эти пикники с вечным пьянством пагубно действует на него, затем дамское общество — все это для него вредно!
Поэтому Захарьин и предлагает, чтобы Георгий предпринял какое-нибудь путешествие по Кавказу, которое его рассеяло бы, как например, прошлогоднее по Дагестану. Георгий часто разговаривает с Захарьиным, и тот так умело и хорошо взялся за дело, что Георгий вполне отдался ему в руки и исполняет все его приказания. Например, Захарьин запретил ему пить водки и шампанское, спать с открытым окном, когда сыро — (как теперь, т. к. все эти дни только и делает, что льет, что несносно; мы это достаточно видим на Севере!). Ты знаешь, что Джоржи только и лечили холодом (если это можно назвать лечением!), и он это сам ненавидел в конце концов, в особенности зимой. Теперь он опять стал прежним веселым Джоржинкой, каким мы все его знаем, и все это после осмотра и разговоров с Захарьиным, который его успокоил и утешил. Он ему позволил ехать в Спалу осенью, что привело Джоржи и Мама в полный восторг! По крайней мере, он имеет хоть какое-нибудь удовольствие впереди, что в нравственном отношении ему необходимо.
Он немного похудел с прошлого года и все кашляет, но против этого (и также для уничтожения бацил) он теперь принимает креозот.
Это такое счастье, что мы приехали сюда и что Захарьин с нами! Его все очень полюбили, потому что он действительно отличнейший человек, умный и серьезный. Джоржи также совсем привык и полюбил его! Мы теперь все ожили опять, потому что первые дни до осмотра Захарьина были просто кошмаричные, и каждый находился в сомнении и страшном нетерпении узнать поскорей, в каком состоянии находится Георгий и что Захарьин скажет. Что мы счастливы быть тут с милым Джоржи, ты, конечно, и не сомневаешься! К несчастью, погода дождливая, и поэтому больших прогулок или пикников
Но доктор Захарьин никак особо не повлиял на болезнь, а поездка в Спалу лишь усугубила состояние Георгия.
С утра лил дождь, и охота была отказана. Ночью бедный Георгий кашлял с кровью; он не выходил из своей комнаты… Утро стояло серое, и около полдня полил дождь. Бедный Георгий должен был остаться дома из-за несносной сырости в здешних местах!
В 28 лет Георгия не стало, он ехал на мотоцикле по грунтовой дороге, вероятно его сильно растрясло, он упал, стал задыхаться, агония не продлилась долго.
Георгий - он мог занять престол в 1917 году
В 1917 году Император отрекся от престола в пользу своего младшего брата Михаила, между тем Михаил был четвертым сыном в семье, но на тот момент были живы только он и Император Николай 2. Если бы Михаил принял престол, история пошла бы совсем по другому пути, но Михаил тоже отрекся, и даже не в пользу своего родственника, а сразу в пользу Временного правительства.
Фотографии раскрашены мной. 👍Моя группа ВКонтакте История России в цвете, Телеграм-канал https://t.me/history_incolor