Когда тебе не верят – это обидно. Когда тебя обвинят во лжи, а ты не врал – обидно вдвойне. Сложно передать степень обиды, когда ты сделал великое открытие, а вся официальная наука высмеивает тебя и открыто называет лжецом, когда до своей смерти ты так и не смог доказать свою правоту. К сожалению, есть в археологии и такая страница, перед вами история Марселино Саутуолы, археолога-любителя, которому не поверила система.
Марселино родился в 19 веке в весьма обеспеченной испанской семье, имел очень хорошее образование для своего времени. В науку его привело именно семейное состояние, ему просто не нужно было работать по специальности. Марселино занимался биологией, историей, антропологией и археологией. Умудрился вырастить эвкалипт и написать несколько работ о его акклиматизации, был членом-корреспондентом академии истории. К науке этот человек отношение, без сомнения, имел.
В 1878 году, посетив на Всемирной выставке в Париже (там он находился по работе, представляя продукты своего региона) отдел антропологии, окончательно загорелся исследованием пещер. Посещая многочисленные пещеры в своих владениях, Марселино вместе со своей дочерью Марией обнаружил на потолке одной из них цветные рисунки. По легенде, их впервые заметила именно его дочь. Вот так, без любого научного обоснования и просто по невероятному везению была найдена одна из жемчужин мировой истории – пещера Альтамира.
Пару слов о ней. Эта ничем не примечательная пещера сохранила творчество времён позднего палеолита, первые рисунки там могли появиться около 22 тысяч лет назад, использование пещеры прекратил оползень, который запечатал вход. Позже учёные узнают, что для нанесения рисунков использовались не только руки, но и специальные приспособления, сделанные именно для рисования. Мы знаем только о картинах, но в этой пещере было найдено очень много артефактов древности: каменные иглы, бусы, подвески, резцы, остатки съеденных ракушек и многое другое. Не пещера, а сундук с сокровищами, но вернёмся к её обнаружению.
Будучи человеком, близким к науке, Марселино публикует копии некоторых картин и своё видение того, когда они были созданы. Ему помогал достаточно известный учёный Хуан Виланова, геолог и палеонтолог, который до конца своей жизни пытался доказать, что пещера Альтамира не подлог.
К сожалению, не все приняли открытие Саутуолы, вместо признания он получил очень серьёзную критику от трёх мэтров своего времени: Эдуарда Арля, Эмиля Картальяка, Габриэля Мортилье. Читателю вряд ли что-то скажут эти имена, но Мортилье придумал разделение палеолита на эпохи, часть из которых используется до сих пор (Мустьерская, Солютрейская, Магдалинская и т. д.), Картальяк был автором всего раздела «Предыстория» (первобытное общество) на всемирной выставке в Париже и известным преподавателем, Арль просто был влиятельным историком, геологом и археологом.
Критика была весьма жёсткая. Три вышеназванных специалиста утверждали, что не могло быть у древнего человека таких произведений искусства. Критиковали всё: техники, цвета, сюжеты. На международном конгрессе выдвигались обвинения, что рисунки – подделка. Самые мягкие обвинители говорили о том, что Саутуола сам стал жертвой обмана. Кто пожёстче, обвиняли самого Саутуолу в фальсификации. После того как в 1881 году Эдуард Арль провёл там археологические раскопки и пришёл к выводу, что искусство – новодел , вопрос был фактически закрыт. В 1888 году умирает Марселино, спустя пять лет – Виланова, до конца своих дней их доводы так и не были приняты обществом и научным миром. До подтверждения своей правоты они не дожили считанные годы, а ведь Марселино не стукнуло даже 60…
В 1895 году были найдены схожие наскальные рисунки. Анри Брейль провёл большую работу и в 1902 году безальтернативно доказал, что живопись пещеры Альтамиры подлинна. Лишь после этого один из главных и жёстких критиков, Эмиль Картальяк, публично признал свою ошибку, выпустив труд «Грот д'Альтамира, Испания. «Моя вина за скептицизм»». На признание ошибки потребовалось 23 года… Как по мне, обиднее всего, что впервые главный критик посетил эту пещеру только в 1902 году. Эдуард Арль своих ошибок публично не признавал, но его «карательная» экспедиция 1881 года позволила сохранить множество находок, которые сейчас находятся в музеях по всему миру. Честь Саутуолы была восстановлена полностью, но спустя 14 лет после его смерти.
Переоценить значимость его находки для научного мира невозможно. Однако ни посмертная память, ни памятная доска около одной из величайших доисторических «картинных галерей», ни сыгравший его в недавнем фильме Антонио Бандерас – ничто не окупит годы жизни, на протяжении которых почти всё научное сообщество считает тебя лжецом. История бывает жестокой. Некоторых критиков, которые сделали всё, чтобы Саутуолу никогда не узнал и не признал большой мир, сейчас помнят не за их достижения, а именно из-за этой, с нашей точки зрения, не обоснованной критики. Однако, уважаемый читатель, помни о принципе историзма: на события нужно смотреть с точки зрения их современников, для них правота Марселино была далеко не столь очевидной, а мошенников, как мы узнаем, археология знала очень немало.
Автор: Кирилл Латышев.