Русские вели себя крайне странно – Ахмет-паша не мог понять, чего они ждут. На их месте великий визирь уже давно закрепил бы успех Рущукского сражения, а таинственный Кутузов, поставленный во главе армии противника, почему-то не спешил снова атаковать турок. «Быть может, мы ещё сможем доказать русским, что способны одолеть их?» - мелькнула соблазнительная мысль, и Ахмет-паша решил испытать удачу. В любом случае, предстоящий бой должен был определить исход многолетнего противостояния.
Русско-турецкая война 1806-1812 годов в самом своём начале давала немало надежд Османской империи. Численность её войск значительно превосходила силы русских, которые были вовлечены и в другие конфликты. Однако быстро разгромить русские отряды не вышло, а вскоре они сами начали одерживать победу за победой. После поражения в Рущукском сражении османов озадачило крайне странное поведение противника.
Кутузов вернулся на левый берег Дуная в лагерь у Журжи. Неспешность командующего враг принял за слабость, решив воспользоваться «шансом» и атаковать – такими были предпосылки Слободзейской битвы. Что же она принесла русским? И действительно ли поставила точку в этой войне?
Планы турок
Оставаясь у Рущука, великий визирь Ахмет-паша внимательно наблюдал за русскими. Его удивляло их поведение. По решению Кутузова войско снова перебралось на левый берег. Это натолкнуло турецкого военачальника на мысль о том, чтобы самому преодолеть Дунай и атаковать русских. Кроме того, надежды на успех вселяло значительное численное превосходство в людях и орудиях, имевшееся у турок.
Направив к Слободзее незначительный отряд, который производил отвлекающий манёвр, Ахмет-паша приказал произвести высадку десанта на левом берегу реки. Русские действительно не заметили главного и, отбив атаку группы, обнаружили, что неподалёку от них появился турецкий окоп. Кутузов был уверен, что с незваными гостями будет легко справиться.
Против них были высланы пять батальонов под командованием генерала Булатова. Однако первая атака на укрепления турок оказалась неудачной. Командиру пришлось вызывать подкрепление, чтобы обратить врага в бегство.
Но визирь предвидел такой исход. Он приказал своим бойцам стрелять по бегущим, и те вынуждены были вернуться к своему окопу. Кутузов же приказал Булатову оставить этот участок. Такое поведение османы трактовали как слабость военачальника и его неуверенность в победе. На самом же деле, позволяя противнику переправляться на противоположный берег, Михаил Илларионович выманивал турок из Рущука.
Расчёты Кутузова
Сам же Кутузов понимал, что имеющихся у него сил недостаточно для прямого столкновения с противником – в этом случае турки с лёгкостью разгромили бы немногочисленные и слабые русские отряды. Укрепить свои позиции армия могла лишь с помощью манёвров. Словно лис, водя врага за нос, Кутузов оставил Журжу и разбил лагерь у Слободзеи, выбрав наиболее удачное расположение для своего войска.
Сами же османы, довольные своим первоначальным успехом, пока не планировали переходить в наступление. Они создавали укрепления на новых участках, не подозревая, что вскоре все они будут разрушены. Поскольку русские подразделения находились на каждом из берегов, Кутузов принял решение атаковать врага с двух сторон, не оставив возможности отступить.
Полнейший разгром
К подготовке операции Михаил Илларионович подошёл со свойственными ему ответственностью и серьёзностью. Он старался «приучить» турок к появлению русских на правом берегу, нередко отправляя туда казаков. Противник считал, что здесь находятся лишь немногочисленные силы русских, а потому не придавал их появлению большого значения.
2 (14) октября 1811 года русские войска внезапно двинулись на противника. Потрясённые турки, не ожидавшие этого, были разгромлены у Рущука. Не встречая особого сопротивления, Кутузов продвигался к турецкому лагерю, захватывая ценные трофеи и пополняя запасы продовольствия.
Уже тогда великий визирь понял, какую ошибку допустил, решив, что Кутузов попросту испугался войска османов. Когда же на лагерь турок обрушился огонь артиллерии русских кораблей, войско и вовсе разбежалось, словно испуганное стадо овец.
Ахмет-паша вместе со своими соратниками и остатками армии сумел пробраться в Рущук. Но Кутузов не собирался брать город приступом. На протяжении многих дней по крепости били пушки, а в самом Рущуке турки вскоре стали страдать от голода и болезней. Великий визирь вынужден был смириться с поражением и начать переговоры.
Слободзейское сражение поставило точку в многолетней войне – Османская империя оказалась в безвыходном положении. 16 (28) мая 1812 года в Бухаресте противники подписали мирный договор, закреплявший победу России, которая расширила свои владения и доказала туркам и их европейским помощникам, что продолжает оставаться великой и непобедимой державой.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))