Государыня императрица Анна Иоанновна хандрила. Обложенная подушками, она полулежала на пышном ложе и со скучающим взглядом оглядывала многочисленную шутовскую братию, которая силилась ее развеселить. Взор упал на Авдотью Копченую — любимую карлицу императрицы. Та сидела на полу рядом с изголовьем и полностью разделяла настроение Анны Иоанновны, равнодушно наблюдая за шутовской возней.
На вопрос в чем дело, Авдотья с грустью ответила, что ей, дескать, уже 30 лет, а семейная жизнь так и не обустроена. При этих словах веселые бесенята заплясали в голубых глазах императрицы Анны, а щеки залило густым румянцем. Ведь в голову пришла идея, да еще и какая — устроить свадьбу любимой карлицы. Причем такую, чтобы завидовал весь белый свет. О, здесь было столько безграничных возможностей для фантазии, что от хандры не осталось и следа.
Во-первых, жених. Им стал 45-летний шут по имени Квасник, а в прошлом — именитый князь Михаил Голицын, обращенный в шуты из-за своего вероотступничества (принял католическую веру).
Во-вторых, и в главных, церемония. Тут Анна Иоанновна развернулась по полной. По ее указу на набережной Невы построили ледяной дворец — дом длиной 17 метров и шириной пять, в котором все убранство, включая детали мебели и даже массивный «трон», было выполнено изо льда.
Размах предстоящего торжества не просто удивлял русскую знать, а даже шокировал. В качестве гостей императрица повелела доставить со всех уголков России по мужчине и женщине каждой народности в национальных костюмах. Они должны были ехать за свадебным кортежем на верблюдах, ослах, оленях, собаках и волах. Сами новобрачные по «веселой» задумке государыни должны были следовать на бракосочетание в железной клетке, стоящей на слоне.
Ледяная свадьба состоялась 17 февраля 1740 года в точности по сценарию. В 30-градусный мороз процессия с молодоженами — Авдотьей и Квасником — отправилась к ледяному дому, где должна была провести брачную ночь. От их желания тут ничего не зависело — Анна Иоанновна во что бы то ни стало хотела проверить, как ее «дураки» перенесут морозную ночь. Выживут — хорошо. Ну а нет — не велика беда, шутов на Руси полно.
Но они выжили вопреки всему. Выйти из Ледяного дома у Авдотьи и Михаила не получилось — снаружи стояла стража. Зато она соблазнилась жемчужным ожерельем, которое императрица подарила Авдотье. По слухам карлица выменяла его на овчинный тулуп, и только поэтому пара не замерзла.
Удивительное в этой истории то, что когда после смерти Анны Иоанновны штат шутов распустили и князю Голицину вернули его титул, он со своей «шутовской» женой не расстался, а увез в имение, где жил с Авдотьей в мире и согласии.