Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Пытался ли генерал Мошенин застрелиться перед пленением?

В марте 1942 года дивизионный комиссар Константин Кирикович Абрамов, будущий генерал и Герой Советского Союза, направил в Генеральный штаб Красной Армии подготовленный им доклад о боевых действиях 24-й армии, оказавшейся в Вяземском котле и погибшей в нем (в период с 26 сентября по 14 октября 1941 года).

К.К. Абрамов
К.К. Абрамов

В докладе К.К. Абрамова было подробно описано как полегла в боях 24-я Армия и ее командование. В частности, отмечалось:

"...К вечеру 6.10. 24 А, истекая кровью, ведя жестокие бои, уже потеряла большинство своего состава полков, которые полегли на обороняемых рубежах за Ельней. Продолжали оставаться лишь небольшие группы - остатки полков, объединявшиеся вокруг штабов дивизий...

Бригадный комиссар Березкин - комиссар штаба 24 А был тяжело ранен по дороге Волочек-Семлево. По рассказам очевидцев, генерал-майор артиллерии Машенин (правильно - Мошенин), не доходя Семлева, был ранен в обе ноги и застрелился..."

В эти тяжелые дни погибло несколько советских генералов, в том числе командарм-24 генерал-майор К.И. Ракутин. Однако информация о том, что командовавший артиллерией 24-й армии генерал-майор артиллерии Степан Арсентьевич Мошенин застрелился - оказалась неверной...

С.А. Мошенин
С.А. Мошенин

Степан Мошенин родился 28 марта 1898 года в г. Санкт-Петербурге в семье садовника. В 1914 году мобилизован в армию. Воевал на Западном и Юго-Западном фронтах. Был ранен. В 1917 году вступил в Красную гвардию. С января 1919 года – курсант 2-й Петроградской артиллерийской школы. В годы Гражданской войны воевал на Северном фронте против Юденича, в 1920 году командовал батареей в походе на Польшу.

В 1928 году С.А. Мошенин окончил военное артиллерийское училище, после чего командовал батареей, дивизионом, был начальником штаба и командиром артиллерийского полка в Ленинградском военном округе. Накануне войны – начальник артиллерии Сибирского военного округа.

26 июня 1941 года генерал-майор С.А. Мошенин, назначенный начальником артиллерии сформированной в этом округе 24-й армии, прибыл на Западный фронт.

В октябре 41-го армия оказалась в котле под Вязьмой. Сведения о том, что генерал Мошенин был ранен в обе ноги и застрелился, не нашли своего подтверждения. Также как не подтвердилась информация о том, что он 4 ноября 1941 года вместе с несколькими офицерами своего штаба был захвачен в плен при попытке вырваться из окружения, потом содержался в лагере Хаммельбург в Германии. А в августе 1943 года, якобы, бежал из него, сумел один пройти по территории Германии, Польши, оккупированной Белоруссии и перейти линию фронта.

По документам же генерал Мошенин числился пропавшим без вести.

-3

В середине августа 1943 года, когда Красная армия в ходе наступательной операции «Суворов» освобождала Смоленщину, Мошенин неожиданно явился в органы НКВД. На допросе он дал показания, которые и сегодня представляются неоднозначными. Оказалось, что он избежал плена, переодевшись в гражданскую одежду. Выдал себя за местного жителя и почти два года (19 месяцев!) проживал на оккупированной территории. При этом, как следует из материалов дела, Мошенин всего лишь один раз предпринял попытку перейти линию фронта, но был задержан. А с партизанами вообще не смог связаться.

Согласно обвинительному заключению, осенью 1941 года Мошенин переодевшись в гражданскую одежду, уничтожил свои личные документы, избавился от наград (до войны заслужил 2 ордена и медаль). Находясь на оккупированной территории до ее освобождения советскими войсками, Мошенин задерживался немцами и привлекался к работам по ремонту и перешивке железнодорожных путей в прифронтовой полосе. Затем, в конце июня 1942 года, устроился на работу в сельскохозяйственную общину. Также отмечалось, что Мошенин не принимал никаких мер к выходу в расположение частей Красной Армии, «выслуживаясь перед немцами, вёл антисоветскую пораженческую агитацию среди военнопленных, вместе с которыми использовался германским командованием на строительных работах».

-4

31 августа 1943 года Мошенин был арестован и почти 10 лет, без малого, содержался в тюрьме - без суда и следствия. 28 марта 1952 года он был приговорен Военной коллегией Верховного суда Союза ССР к 25 годам исправительно-трудовых лагерей, с конфискацией имущества.

К заключению Главной военной прокуратуры, которая пересматривала дело С.А. Мошенина в июле 1953 года, тоже есть вопросы. В нем отмечалось что в окружении он, как и другие, оказался в силу неблагоприятно сложившейся для советских войск боевой обстановки, на которую он не мог оказать какого-либо влияния. В гражданскую одежду вынужден был переодеться, поскольку только в этом случае смог бы перейти линию фронта, что он и пытался сделать, но был задержан. При подходе советских войск Мошенин перешёл линию фронта. В его пользу свидетельствовали, правда, допрошенные по делу свидетели - они показали, что, будучи на временно оккупированной немецкими войсками территории, Мошенин был настроен просоветски, проводил среди людей антифашистскую агитацию. При таких обстоятельствах, указывалось в заключении, не имелось оснований к привлечению С.А. Мошенина к уголовной ответственности по обвинению в измене родине.

20 августа 1953 года С.А. Мошенин был реабилитирован, восстановлен в кадрах Советской армии и в генеральском звании. 26 октября того же года уволен в отставку. Жил в Москве, умер 6 декабря 1957 года.