Прототип главного героя фильма Ларисы Шепитько - Владимир Демихов, биолог, основоположник отечественной трансплантологии и, аналогичную, по мнению создателей фильма личность, играет Дьячков, воплощая ее в нейрохирурге Петре в фильме «Ты и я». Петр - антипод героя Гусева в фильмах «Девять дней одного года» 1961г., где существует самопожертвование во имя общественно-значимой цели. Там тоже есть любовный треугольник, но, по сравнению с проблемами науки, этот треугольник больше на заднем плане. А в фильме Шепитько образ героя антипатриотичен, он жертвует научной карьерой ради интересов жены, склонен к нежелательному для советского человека западному образу жизни.
Прототип Демихов похож на Визбора, Визбор похож на Демихова. Поэтому у режиссера не возникало сомнений в утверждении Визбора на роль в данном сценарии. В каком сценарии? Никакого сценария еще не было! Визбор выбран первым и только потому, что похож на прототип. Значит, еще до создания сценария Лариса откуда-то знала тему, идею фильма и пригласила Шпаликова писать на эту тему в 1968 году. Иногда киношники в интервью говорят «давно лежала заявка на такой фильм». Если ведомство или организация желала прославить своих работников, анискиных или штирлицев, они обращались в Министерство культуры. И потом Минкульт обращалось в Минфин, если находило создателей заказанной фильмы. Шепитько предложили идею фильма про "космополита", профессиональную деятельность которого она толком не знала. Для нее это были отрицательные герои, лишенные позитивной мотивации. Петр садится в первый попавшийся поезд и ни с того ни с сего уезжает куда глаза глядят. А для того, чтобы показать, как позорно для человека заниматься не своим делом, Лариса снимала и снимала эпизод с полетом Визбора в цирке, чтобы достичь визуально унизительного результата, а когда осветители собрались уходить, уговорила их доснять, заплатив им свои деньги.
После Пражской весны усилилась идеологическая борьба с космополитизмом на фоне уже существующей Холодной войны. Идеология всегда вербует кинематограф. Большая ошибка думать, что режиссер, как бы талантлив он ни был, что хотел, то и снимал на государственные деньги. А 1968 был годом введения советских танков на территорию Чехословакии, именно после этого Шепитько дала задание Шпаликову. Сценарий начат в 1968 году и окончен Шпаликовым в 1969, фильм вышел в 1971. У Шпаликова уже был набросок «Те, что пляшут и поют по дорогам», он-то и привлек внимание Ларисы. За два года до фильма «Ты и я», Шепитько сняла фильм «В тринадцатом часу ночи», с 1968 на 1969г., который смотреть невозможно, до того он скучный, он даже не был показан в Новый год, к которому предназначался. То есть она затратила бюджетные деньги, которые не окупились ни на копейку. Так что был у Ларисы уже один цветной фильм, но не удался. А может быть, она уже настолько была озабочена следующим фильмом, что отнеслась к развлекательной работе немного халтурно.
Антипатриотичный образ героя на грани 60-70х
Все мемуары о Демихове повествуют о травле выдающегося ученого. Приписывать перманентную травлю талантов советскому обществу не так уж неожиданно, но всегда казалось, что случай коллективной травли у нас уникальный, причем жертва обычно сама виновата. Если талант, значит ведет себя «не так как все». Этому мнению способствует подвижная психика творческих людей, артистичность, иногда экстравагантность. Считается, что это свойства артистичной среды (однако, если смотреть капустники физиков или даже химиков, можно понять, что артисты очень уступают по содержанию и юмору). Начальный эпизод, когда друзья начинают шуточную перестрелку а-ля ковбои, чтобы показать их склонность к западной символике людей, отравленных вражеской пропагандой, уже очень отдает примитивизмом. На самом деле это просто школярский ритуал встречи давно друг друга знающих близких людей, палящих друг в друга а-ля ковбои.
Несерьезность и безответственность становится главной характеристикой героя фильма Шепитько как основное свойство личности талантливого нейрохирурга (прототип оперирует сердце, а герой фильма делает операции на мозге). Петр, которого играет Дьячков, номер первый, голова, гений, а роль Визбора, Саша, номер второй, это рабочие руки первого. Эффективный творческий альянс. Оба влюблены в Катю.
Шепитько хотела взять на роль вершины любовного треугольника Ахмадулину, потому, чтобы реальной становилась внезапная влюбленность в романтичную поэтическую очаровашку. Тогда реальным становился и порыв героя уехать в Швецию, чтобы спасти любимую женщину от депрессии развода. «Все равно я отсюда тебя увезу» в белое посольство с балконом на Швецию. Персону Беллы на эту роль решительно отказали в верхах. Но рисунок роли кардинально менялся с переменой исполнительницы. Хотя обе актрисы по фактуре имели важное свойство для женщин – они вызывали у мужчин желание их защитить. Относительно Демидовой в скоропостижную влюбленность не очень верится. Получился загадочный псевдоинтеллектуальный вариант, который маскирует практичность и меркантильность (я не о Демидовой, а о роли Кати). Девушка из провинции Катя в Москве быстро выскочила в один выгодный замуж, родила, потом второй замуж за Петра. Петр жертвует научной работой, аспирантурой и диссертацией ради покоя возлюбленной, а по мнению режиссера покупается на западный образ жизни, а Катя даже не знает, чем занимается очередной муж и насколько он талантлив и вдруг начинает выяснять эти вопросы с другом мужа после нескольких лет брака.
Постепенно героиня Демидовой даже согласна бы и на Сашу, которого играет Визбор, потому что теперь он кажется ей более надежным.
Зайцев подчеркнул в костюме Демидовой пошлый вкус, как раз сапоги-чулки были популярны у провинциальных девушек своим ненатуральным блеском и отличались непрактичностью надевания-снимания, да и черный блестящий плащ не столько шведский, сколько эксклюзив от московской фарцы (особенно странен подклад). Номенклатура так не одевалась и не обувалась. Жена сотрудника посольства СССР не имела права выглядеть как райская птица и носить настолько вульгарно короткую юбку. Существовал посольский протокол для внешнего вида. Герой поставил личное выше профессионального и дама соответствует безалаберности внешним видом. Вот уж кто клюет на престиж партнера и западные шмотки, это Катя. Демидова до этого фильма уже сыграла Ангелику Бюхер, еще три значительные роли, и все это в 1968 году - Спиридонову, комиссара и Анну Стентон, которая и дала некий западный шарм для роли Кати, зацепку для роли. Монолог Михаила Веллера по поводу 50 лет этому фильму на Ютубе с дикой клеветой на время 60-х меня весьма удивил. Мы в это время заканчивали школу, никакого «тухлого времени» у нас не было, однако хорошо, что мы этот фильм тогда не посмотрели. Может быть Веллер и занимался фарцовкой, но ни я ни мои подруги такими вещами никогда не занимались. Зачем-то Веллер пытался сделать из Ларисы Шепитько диссидентку, которая вставила в фильм слова «к вам пришел пятый отдел» с намеком, якобы пятый отдел, это идеологический отдел КГБ. Я ему напомнила, что в КГБ было Пятое управление, которое само никуда не ходило, а в организациях был Первый отдел от госбезопасности, который вызывал к себе провинившихся. Веллер отреагировал агрессивно. А сам рассказывает с восторгом про шмотки модельера Зайцева по заграничным образцам. Для Веллера время стало «тухлым» скорее всего потому, что фарцовщиков прижали. Замалчивание Веллером главного фактора травли, а это выступление прототипа в 1958 году на симпозиуме в Германии, странно, ведь важно именно это. Зачем-то Веллер сделал вид, что он не знает о том, что Демихов при выезде заграницу нарушил закон о неразглашении научной информации, что ученого «просто так» травили или из зависти к таланту.
Героев надо любить. Это дети автора художественного произведения
В концовке фильма вдруг создается впечатление, что Петр болен. Тогда зачем его осуждать? Параллельный жест Петра и девушки - это по Кире Муратовой «рифма», дублирование, подчеркивает значение эпизода. У девушки неоперабельная опухоль и Петр повторяет ее жест. Означает тупик, якобы из Петра ничего не получилось. Режиссер считала, что Петром давно пройдена точка невозврата. Сценарист же наоборот, предполагал, что Петр пробудился к жизни после поездки по стране. Сценарист и режиссер разошлись во мнениях о степени трагичности заграничной командировки. А зритель совсем не понял главную идею предательства, потому что советский зритель начала 70-х с удовольствием поработал бы в Швеции, если бы имел такую возможность. Если, конечно, по специальности, а не разнорабочим.
Если уж я начала эту тему полгода назад, надо ее докончить. Предыдущие статьи по этому фильму:
Скриншоты все мои, а фотографии из интернета, открытые источники.