На протяжении большей части мезозоя Африка была связана с другими южными континентами - Южной Америкой, Антарктидой, Австралией и Зеландией, поэтому между ними происходил фаунистический обмен. Многие группы, характерные для Гондваны, в изобилии встречаются на каждом из этих континентов.
Однако с Африкой была одна проблема: несмотря на то, что на континенте уже находили орнитоподов (те же уранозавр, дисалотозавр и лурдузавр), находки настоящих гадрозаврид в течение долгого времени не были известны. В то же время в Южной Америки их было достаточно, в Европе они кое-где встречались, но вот в Чёрном континенте их окаменелостей не находили. И вот, в 2021 году, был описан первый гадрозаврид из Марокко - айнабия Одиссея (Ajnabia odysseus Longrich et al., 2021).
Айнабия была значительно меньше своих американских или азиатских родственников - всего 3 метра в длину и около 2-х метров в высоту. Она входит в трибу аренизаврини (Arenysaurini Longrich et al., 2020), которая объединяет европейских и африканских гадрозавров воедино. Причём, вероятнее всего, именно из Европы и прибыли предки марокканца, переплыв небольшое море, отделяющее современный юго-запад Европы от севера Африки. Подобное, к слову, провернули не только гадрозавриды: таким же образом во Францию проникли предки абелизаврида тараскозавра (Tarascosaurus salluvicus Le Loeuff & Buffetaut, 1991).
Но вот возникает вопрос: оказавшись на новом месте гадрозавры, известные высокой степенью видообразования, породили всего один таксон?! Конечно же, нет!
Совсем недавно вышла новая статья, в которой описывается сразу три новых образца гадрозаврид. Правда, на основе всего одного удалось выделить новый род. Это - фрагментарный череп, включающий черепную коробку, неполную максиллу (верхнюю челюсть) и дентарий нижней челюсти. Назвали ящера Minqaria bata Longrich et al., 2024, в переводе с арабского - "утиный клюв". Два других гадрозаврида известны по фрагментарной плечевой кости и более-менее сохранившейся бедренной кости.
Как и айнабия, новоприбывшие происходят из бассейна Улеб-Абдоун, известного среднестатистическому любителю паленотологии по зубам акул и мозазавров. Обитали в разных местах - минкарию нашли в местонахождении Сиди-Хеннане, плечевую кость - в Сиди-Даоуй, бедренную - в Мра-Лахрач. Причём последние двое были крупнее как минкарии (которая может считаться одним из самых мелких гадрозавров), так и айнабии. При жизни MHNM.KHG.1483 был сопоставим с коритозавром (Corythosaurus casuaris Brown, 1914) - 5,9 метра в длину при весе в 2 тонны, а MHNM.KH.1484 достигал в длину 4,5 метра и весил около 1,066-1,1 тонны.
Минкария отличалась от айнабии строением верхней челюсти, что предполагает другую экологическую специализацию. Благодаря этому они могли сосуществовать вместе, не оказывая сильного давления друг на друга. Более крупные гадрозавриды тоже вряд ли оказывали на них какое-то влияние.
Как и айнабия, новые марокканцы принадлежат к аренизаврини, и их многообразие показывает крайне высокую степень видообразования внутри группы. Различались они не только в пищевых предпочтениях, но даже в способе передвижения!
Новые данные подкрепляют идею о переселении гадрозавров в Африку морским путём, вероятно, во время понижения уровня моря на границе кампана и маастрихта. В это время они и колонизировали Марокко, при этом некоторые находки говорят о возможном распространении гадрозаврид вплоть до Анголы. Отсутствие соразмерных травоядных в этих экосистемах дало фору новоприбывшим, благодаря чему они крайне быстро диверсифицировались. Лишь несколько мест на нашей планете показывают подобное разнообразие ламбеозаврин (а аренизаврини к ним и относятся).
Минкария и айнабия, к тому же, являются отличным аргументом в споре с тем, кто утверждает, будто в конце мелового периода экосистема находилась в кризисе. В то время как в Северной Америке наблюдается локальное вымирание ламбеозаврин - они исчезают в северной части Великих равнин - в Европе и Африке они усиленно диверсифицируются. Ещё одно доказательство того, что местные события не могут отражать общей картины мира.
Любопытно, что в Восточной Африке и Аравии были обнаружены остатки орнитоподов, но они не принадлежат гадрозавридам. Так что, вероятно, их экспансии на восток помешал Транссахарский морской путь, разделивший Африку на два региона.