Найти тему
Сталинский форпост

К 100-летию работы Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма" Часть 6

100 лет триумфа ленинской мысли. Часть 6
100 лет триумфа ленинской мысли. Часть 6

Раздел мира в эпоху ТНК

В.И. Ленин застал начало передела мира и его разгар в виде Первой Мировой войны. Империализм поставил под ружье миллионы людей и заставил их убивать братьев по классу. Таких массовых армий история ещё не знала. Но итогом оказался ряд революций, покончивших с войной. Буржуазия уяснила, что массовые армии опасны, ибо сплачивают разобщенных людей в одном окопе, дают народу понимание, что он – главная движущая сила истории и вручают оружие в руки, чтоб эту историю повернуть в сторону народных требований. Более того, массовая народная армия способна превратить войну капиталистов в войну против капиталистов. Демобилизация массовой армии даже в победившей капиталистической стране вызывает серьёзнейшие социальные проблемы с трудоустройством демобилизованных и увольнением тех, кто заменял солдат на производстве. Неисчислимы беды тех, кого война искалечила, приковала к инвалидному креслу, лишила кормильца.

Важным итогом Первой Мировой войны был распад Германской, Австро-Венгерской, Османской и Российской империй. От полного распада Россию спасли большевики, собравшие государство на новых общественно-политических принципах. Было провозглашено право наций на самоопределение. Исходя из разных мотивов, его самыми горячими сторонниками были глава СССР В.И.Ленин и президент США Вильсон. Но если Ленин выступал за равноправие всех народов в экономических и политических отношениях, то американскому капиталу было необходимо открыть для своих товаров и доллара все колониальные рынки, веками принадлежавшие Великобритании и Франции.

Общий кризис капитализма вызвал Великую Депрессию, поставившую на повестку дня демонтаж капиталистической системы, поскольку меры борьбы с кризисом были выбраны хоть в демократических США, хоть в реакционной фашистской Германии отнюдь не рыночные, а самые командно-административные, вплоть до принудительных. Вполне естественно, что катастрофическое ухудшение жизни населения вызвало рост «красных» настроений в обществе. Особенно яркими для людей, измученных депрессией, были очевидные успехи социалистического строительства в СССР под руководством И.В.Сталина, что было наглядным торжеством идеи коммунизма. Обострению классовой борьбы и росту левых убеждений капитал противопоставил все свои силы, от соглашательства социал-демократов до террора фашистов. Бессилие этой политики, торжество социалистического строительства в СССР, тревога капитала за классовый мир в западных демократиях и алчность той части капитала, которая не достигла своих целей в 1914-1918 годах, толкнули самые реакционные режимы Азии (Япония) и Европы (Германия, Италия) на ещё более кровопролитную Вторую Мировую войну. И, если Первая Мировая привела к созданию первого социалистического государства, то по итогам Второй Мировой с одной стороны, окончательно распалась колониальная система, с другой, образовалась уже система социалистических стран, сделавшая треть земного шара недосягаемой для вечной эксплуатации западными банками и их доллара, франка, фунта.

Если экстраполировать эти соображения в будущее, то можно допустить с обоснованным оптимизмом заключение, что в третий раз мировой войны бы не было, капитал не мог допустить своё полное сокрушение по итогам нового глобального конфликта, тем более ядерная монополия США была разрушена героическим трудом советских людей. Поэтому раздел мира принял другую форму. Форму неоколониализма.

Неоколониализм – система неравноправных экономических и политических отношений, навязываемая суверенным странам Азии, Африки и Латинской Америки; направлена на сохранение империалистической эксплуатации и зависимости народов этих стран. Материальной основой неоколониализма в развивающихся странах является монополистический капитал империалистических держав – иностранных компаний или их филиалов), банков и пр. Выгода неоколониализма , во-первых, в том, что теперь над населением колонии находится не чужая администрация, а формально демократически избранное правительство из аборигенов, что снижает накал национально-освободительной борьбы. Во-вторых, сняты моральные обязательства метрополии за проведение социальной политики высоких западных стандартов. В-третьих, дальнейшим дроблением страны можно вообще выделить прибыльный анклав и удалить из затрат поддержание жизни в остальных, дотационных регионах.

В начале XXвека на земном шаре существовало 50 стран. После Второй Мировой войны и слома мировой колониальной системы в 1957 году в мире было уже 174 государства. Империалистические страны, не имевшие колоний (США, ФРГ, Япония), даже будучи поигравшими, получили больше возможностей для проникновения в бывшую сферу монопольного влияния «старых» империалистов – Англии, Франции, Нидерландов. В 2017 году насчитывается 195 признанных стран и десятки непризнанных. В мире прибавилось число государств, неспособных иметь широкий производственный спектр, нередко зависящих от добычи или выращивания одного вида продукта. В таких условиях даже алмазы, редкоземельные металлы или нефть способны стать проклятием народа развивающегося государства.

Как было указано выше, в мире идёт рост концентрации монополий, ставших транснациональными корпорациями (ТНК)..От них зависит около половины промышленного производства, практически 70% торговли, без малого 85% изобретений и 90% зарубежных инвестиций. Торговля сырьём принадлежит ТНК: под их властью купля-продажа пшеницы (90%), кофе (90%), кукурузы (90%), табака (90%), железной руды (90%), меди (85%), бокситов (85%) и бананов (80%). Неудивительно, что укрупняющиеся ТНК стали богаче и сильнее множества малых стран. Так, по объему производимой продукции японская корпорация "Мицубиси" уступает только двадцати одной стране в мире, а в число сорока крупнейших производителей наряду с тридцатью государствами входят 10 ТНК. Для того чтобы осознавать масштабы власти ТНК, следует сказать, что их общая стоимость в 2013 году оказалась в четыре раза больше общемирового ВВП. Объём продаж всемирно известного «Дженерал моторс» в девяностых годах превысил ВВП скандинавских стран, Саудовской Аравии и Индонезии; японская «Тойота» заработала денег в два раза больше, чем ВВП Марокко, Сингапура и Египта. – ( BusinessMan.ru). Легко догадаться, что в таких условиях национальная экономика, производящая только отдельные виды продукции неизбежно подпадает под контроль ТНК и международных банков. Страна, не обладающая продовольственным самообеспечением, полностью зависит от цен, устанавливаемых зерновой ТНК. Страна, производящая в основном фрукты, контролируется фруктовой корпорацией, как было показано ещё на заре XXвека О`Генри в романе «Короли и капуста». Малое государство без источников энергии контролируется поставками нефти. Государство с нефтью попадает в зависимость от инвесторов, способных купить лоббистов для изменения законодательства или избрать «демократическим» путем подходящего национального политика. К слову сказать, Российская Федерация, последовательно теряющая технологии, доставшиеся в наследство от СССР, добровольным решением своего руководства идёт прямо в этот «клуб» стран, зависимых от мирового капитала.

Содействие социалистического блока помогло в 50-е…60-е годы XXвека выстоять КНДР, Вьетнаму, Кубе и нанесло удар по авторитету мирового империализма, пытавшемуся покорить их вооруженными силами капиталистических государств.

«В течение длительного периода империалистическая «помощь» представляла собой кредиты под высокие проценты. Но в условиях, когда социалистические страны предоставляют молодым национальным государствам кредиты с процентной ставкой, не превышающей 2,5% годовых, западные державы вынуждены смягчить условия своих кредитов. Комитет по вопросам помощи Организации экономического сотрудничества и развития принял рекомендации для своих членов, согласно которым минимум 80% кредитов развивающимся странам должны предоставляться с 3% годовых, сроком не менее чем на 20 лет. Но и после этого в 1964—1966 гг. 28% американских, 76% английских, 73% французских и 97% западногерманских кредитов были выданы на меньший срок и под более высокий процент.» (Ленинский анализ империализма и современный капитализм. Изд-во Московского университета 1969)

Для противостояния успехам социализма, и чтобы продолжать грабить мир своими кредитами, Западу пришлось даже подпортить себе репутацию насаждением и поддержкой самых людоедских и фашистских режимов Пиночета, Бокассы, Дювалье, Сомосы и т.п. диктаторов и хунт. Поэтому, для окончательного торжества ТНК, Западу необходимо было победить в Холодной войне Советский Союз – уникальную державу, способную при 4% мирового населения обладать почти всеми производствами, известными в мире. Предатели в руководстве СССР осуществили мечту мирового капитала. Потребность в больших армиях для Запада понизилась. Теперь непокорное Западу правительство должно в первую очередь ожидать на своей территории инспирированных на деньги ТНК национальных, религиозных или этнических конфликтов, в которых примут участие на средства ТНК частные военные компании (ЧВК). Эти частные армии наемников, существовавшие во времена феодалов, реанимированы во времена неоколониализма. Сформированные из ветеранов боевых действий и оснащенные подчас лучше, чем государственные армии Запада, они являются серьёзной угрозой для малых стран, наметивших выход из удавки мирового капитала. За действия ЧВК трудно кому-то предъявить санкции в ООН, за их действия не несёт ответственности чей-то Генштаб, их тыл не столь огромен, как у государственных армий, а в случае провала не страдает авторитет государств и политиков заинтересованных стран.

В случае же стран, сохранивших государственную мощь и вооруженные силы и после развала СССР, можно проследить сценарий, по которым их покоряют ТНК. Разгром Югославии, Ирака и Ливии прошёл по схожим схемам. Инспирируются межэтнические или религиозные беспорядки, из-за попыток подавления которых мировые СМИ чернят репутацию государства и его лидеров. Дипломатия организует международную изоляцию, подрывающую экономику и боеготовность вооруженных сил. После этого авиация и флот западных стран наносят военное поражение государству и обезглавливают руководство (в том числе и в прямом смысле). Затем на намеченные к эксплуатации сектора поверженной страны приходят «миротворческие» ЧВК и организуют поддержание управления территории, на которой нефтедобывающий гигант присвоит себе нефтегазовые скважины. На остальной территории будет происходить вялотекущая гражданская война, подпитываемая поставками оружия из тщательно охраняемых складов. Ни у кого и в мыслях не будет в таких условиях выпрашивать у победителей средства на школы и больницы. Небольшой регион будет витринно процветать, а остальные области будут откатываться в сторону феодализма с фанатичной клерикализацией, нормами средневекового права и без доступа к каким-либо социальным благам.

Безусловно, ТНК могут нести со своими инвестициями и позитивное влияние на принимающую экономику:

- Разворачиваются новые производства с улучшенными технологиями и организацией, что повышает конкурентоспособность местной экономики.

- Снижается цена продукции, когда производство переносится в страну с меньшими издержками.

- Растет уровень подготовки местных кадров.

Однако, это ни в коем случае не альтруизм, ТНК по соображениям извлечения максимальной прибыли способны и без колебаний наносят невосполнимый ущерб принимающей стороне:

- Рабочие места с устаревшими технологиями выбрасывают на улицу массу безработных.

- В зависимую страну могут перемещаться опасные и вредные технологии, организовываться свалки вредных промышленных отходов.

- Разорение местных кампаний снижает бюджетные капиталовложения в крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты национальных экономик.

- Возможны массовые деинвестиции из страны в случае коньюктурных изменений, сопровождающиеся сокращениями, закрытиями, безработицей.

- Филиалы одной ТНК в разных странах могут обмениваться между собой продукцией по внутренним ценам, выгодным корпорации и не пополняющим бюджет принимающего государства.

- Монопольное влияние ТНК на руководство страны способно приводить к законодательному урезанию прав трудящихся по требованию корпорации.

- В крайних случаях, ТНК не гнушаются работать с самыми людоедскими режимами, которые в интересах прибыли эксплуатируют детский труд и содержат детские армии, ибо в обстановке непрерывного террора старшие контингенты уже истрачены.

Но главная опасность в том, что империализм, как и во времена Ленина, как и весь XXвек, является источником войн и способен ради собственного спасения погрузить в непрерывный хаос и гражданские войны хоть полмира. Яркие случаи – Ирак, Ливия, Сирия. И есть вероятность, что это лишь репетиции перед тем, как капитализм совершит попытку отката в 17-18 век, когда он был сосредоточен в Европе и США, а остальное человечество находилось в состоянии феодального и рабовладельческого для кого-то прозябания и ужаса, для кого-то благолепия. А для тревоги за свою судьбу у капитализма причин уже более чем достаточно.