Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Занятие по обучению детей старшей группы (5—6 лет) бережному отношению к природе «Вторая жизнь бумаги»

Оглавление

Программные задачи:

  • формировать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, представления о способах охраны окружающей среды (бережное использование природных ресурсов);
  • расширять представления о бумаге (происхождение, многообразие видов, практическое применение в жизни и экономное расходование, рациональные способы преобразования газетной бумаги);
  • развивать умение создавать полуобъёмную сюжетную аппликацию с помощью новых материалов; воспитывать стремление беречь природные ресурсы.

Материал и оборудование: коробка с разными видами бумаги, поделки (часы, циферблат которых оформлен газетными трубочками, роза с лепестками из газеты, рамки для фотографий и корзинки из газетных трубочек), образцы платьев из газетной бумаги, по количеству детей: украшенные газетными трубочками основы для открыток из цветного картона, шаблоны платьев из картона, газетная бумага, полоса из газеты 2х25 см, клей, кисти, ножницы, ленты, бусины, фломастеры, салфетки, мультимедийная установка, презентация «Лес — наше богатство».

Предварительная работа: участие в экологической акции «Соберём макулатуру — сохраним лес», беседы «Лес — бесценное богатство» и «Правила поведения в природе», просмотр видеофильма «Производство бумаги», изготовление самодельной бумаги.

Ход занятия

Воспитатель (В.).

Красота земной природы —

Это чудо из чудес!

Разноцветный, голосистый

Край под куполом небес.

В мире великом

Много чудес:

Разве не чудо задумчивый лес?..

На экране — слайд с изображением леса.

В. К сожалению, некоторые люди причиняют природе вред.

На экране — слайд с изображением вырубки леса. Воспитатель выставляет коробку.

В. Ребята, в этой коробке лежит то, от чего погибает каждое второе дерево на земле. Хотите посмотреть, что это? (Да.)

Дети открывают коробку, рассматривают её содержимое (разные виды бумаги).

В. Что за бумага лежит в коробке? (Эта бумага осталась после наших занятий аппликацией. Вот почти чистые листы, только кто-то немножко порисовал в уголке. А это вырванный лист из книжки. Здесь упаковка от печенья, фантики от конфет, много газет.) Что же сделать с этой бумагой? Выбросить? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает вместе найти правильный ответ.

В. Сырьё для производства бумаги — древесина. Подходят практически любые породы: каштан, берёза, тополь, ель, сосна.

На экране — слайд с изображением лесных деревьев.

В. Лес даёт древесину для изготовления бумаги. Для чего ещё нужен лес? (Деревья вырабатывают кислород: чем больше кислорода, тем чище воздух. Лес — это дом для птиц и зверей.)

Благодаря лесу, его деревьям мы получаем необходимую нам бумагу. Предметы, изготовленные из бумаги, можно встретить дома, в детском саду, в магазинах. Назовите их. (Газеты, журналы, книги, блокноты, тетради, туалетная бумага, календари, обои, коробки из-под обуви, упаковка от зубной пасты, настольных игр.)

На экране — слайды с изображением изделий из бумаги.

В. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают, — уменьшаются. Из 1 кг дерева можно изготовить около 50 альбомных листов. Представьте, сколько необходимо вырубить деревьев, чтобы делать бумагу. Как следует относиться к бумаге, чтобы сберечь лес? (Собирать макулатуру. Экономней относится к бумаге на занятиях по аппликации и рисованию.) Да, для сокращения вырубки лесов применяется макулатура.

На экране — слайд с изображением собранной макулатуры.

В. А можно подарить бумаге вторую жизнь? (Да.)

Воспитатель демонстрирует готовые поделки из газетной бумаги, предлагает сделать открытку, создав предметную аппликацию.

В. Перед тем, как приступить, сделаем зарядку для глаз.

Зрительная гимнастика «Метка на стекле»

В. Сегодня мы будем использовать не цветную бумагу, а газетную. Посмотрите, какие элегантные платья из неё получились! (Демонстрирует готовые образцы и способ изготовления.) Для того, чтобы сделать аппликацию необходимо:

· обрисовать шаблон платья, продумав его расположение на листе с целью более экономного расходования бумаги;

· вырезать силуэт платья по намеченному контуру;

· газетную полоску сложить гармошкой;

· на цветную картонную основу наклеить силуэт платья;

· оформить край платья бумагой, сложенной гармошкой (сделать оборки);

· украсить газетное платье бантиками из лент, бусинами, по желанию можно дорисовать мелкие детали (пуговицы, пояс, карманы).

Дети выбирают основы для открыток, художественные материалы, вырезают силуэты платьев, делают оборки из газетных полос, оформляют открытку по своему замыслу.

Дети рассматривают полученные открытки, уточняют, какие средства выразительности аппликации использовали, чья открытка самая аккуратная.

В. Посмотрите, какие оригинальные и красивые получились открытки! Они украсят интерьер, их можно подарить своим близким. Мы не только сделали интересную открытку, подарив бумаге вторую жизнь, но и сохранили жизнь деревьям. Какое сырьё используется для производства бумаги? (Древесина.) Что мы можем сделать, чтобы сократить вырубку лесов? (Собирать макулатуру.) Теперь мы станем собирать и сдавать макулатуру, а также придумывать новые интересные поделки.

Ребёнок.

Если хочешь лес сберечь,

Не спеши бумагу жечь.

Собирай и приноси,

Мир зелёный наш спаси.

В. Макулатуру соберём — и деревья сбережём!