Художников, которые используют в своем творчестве технологические разработки, во много раз меньше традиционных живописцев. Они воспринимают их как инструменты, в своем арсенале. Сейчас к генеративным сетям добавились роботы, которые могут рисовать шедевры. Если машина берет на себя основную часть работы, что остается делать человеку?
Меня зовут Владимир Цимберг. Я основатель компании «Робохуд». Мы создали программное обеспечение для роботизированных манипуляторов, позволяющее им рисовать кистями и красками на любой поверхности настоящие картины на основе цифровых изображений. В этой статье я расскажу, какая роль достается художнику, который пользуется этим инструментом.
Роботы с нашей технологией мультифункциональны. Их можно применять в самых различных сферах, не только среди художников. Образование, медицина, ивенты, мода — это области, где робот уже успел себя проявить, но изначально проект строился вокруг живописи.
Как художник-любитель, я задумывался о технологии, которая помогла бы улучшить мои работы и облегчить сам процесс рисования. Я познакомился с двумя разработчиками, Анной Мищенко и Николаем Гаврилиным, искавших похожие решения — они хотели научиться рисовать и задумались о машине, которая воплотит все их художественные замыслы. Так появилась компания «Робохуд» и цель — показать, что рисовать может каждый.
Программное обеспечение для робота-манипулятора, который бы стал этой автоматической кистью, создала команда специалистов в области искусства, робототехники, обработки данных и искусственного интеллекта. Цифровое изображение с помощью сложных алгоритмов и нейронных сетей разбивается на мазки, которые передаются роботу. Затем человеку становятся доступны множество настроек цвета и стилей, а будущую картину можно предварительно оценить на экране, запустив процесс рендеринга. Алгоритм преобразует изображение в мазки и выполнит ряд действий, включая подбор и смешивание красок, а также покажет, по какой траектории будет двигаться робот.
Здесь и формируется ошибочное мнение, что вся работа художника сводится к нажатию пары кнопок на роботе и в программе, чтобы нарисовать картину, а все остальное сделает за него робот. Хотя манипулятор и действует автономно, есть три причины, по которой его невозможно оставить в одиночестве. Во-первых, художник проделывает огромную подготовительную работу. Робот хоть и может рисовать, но задачу ставит ему человек. Художник продумывает концепцию и сюжет, выбирает палитру и краски, готовит цифровой «эскиз» сам или генерирует с помощью нейросети. Это тоже требует огромных усилий и знаний: грамотно составить промт, чтобы программа правильно тебя поняла.
Во-вторых, он все еще запрограммирован, как помощник, и рука человека ему необходима. Где-то ему нужно помочь с красками, заменить губку и воду для очистки кисточки, проследить за работой, чтобы этот «подмастерье» сделал все правильно.
Когда наблюдаешь за работой Робохудожника, кажется, что ты тоже что-то делаешь. Несмотря на то, что со стороны выглядит, как самая настоящая потеря времени, но ты буквально участвуешь в процессе. Психологически художник очень сильно занят. Наверное, это такое же явление, когда работает телевизор -– это создает ощущение, что ты вовлечен в события, происходящие на экране.
Такая интересная история может быть одновременно и плюсом, и минусом, но зная, как сильно мы подвержены информационному шуму — это уже становится своего рода терапией. Такое рисование расслабляет. Это третья причина, почему робота не оставить: от этого процесса просто невозможно оторвать взгляд, как будто мы становимся его частью. Это похоже на медитацию. Едва уловимые звуки механизма в работающем манипуляторе создают вокруг атмосферу спокойствия. Именно поэтому робот с нашей технологий применим и в арт-терапии.
В резко меняющемся мире технологий Индустрии 4.0 страх перед роботизированными системами, которые забирают у нас работу, усилился с приходом в жизнь Chat GPT и платформ для генерации изображений. Мы много раз натыкались на художников, умоляющих оставить им хотя бы творчество, но мы убеждены, что роботы — это просто инструмент нового времени, как планшет и стилус. Прямо сейчас особой разницы между тем, кто стоит у холста и держит в руках кисточку, нет.
Новая эпоха искусства наступила благодаря влиянию роботизации и цифровизации. Робохудожник примеряет на себя роль инновационного моста между двумя мирами — физическим и цифровым — позволяя воплотить самые дерзкие идеи в материальную реальность. Мы хотим показать, что существует другой, новый взгляд на сотрудничество людей и машин. Художники, которые работали с роботом, говорили, что он способен вывести их за новые творческие грани. Человек выступает в роли вдохновителя, генерирующего идеи, а робот становится исполнителем, которого прямо сейчас можно «подстроить» под себя».
Робохудожник словно выводит на холсте новое художественное течение, отражающее эпоху, в которой мы живем. В ней робот не может без человека, но работает ли это правило наоборот? Это кажется тем недалеким будущим, в которое можно поверить.