В зале №3 нашего музея внимательные посетители могут увидеть очень интересный экспонат. Речь о единственной в мире сохранившейся «почётной сабле» с линейного корабля «Императрица Мария». Последний был одним из наиболее совершенных отечественных кораблей своего времени, но при этом погиб при довольно загадочных обстоятельствах. Сегодня мы расскажем о черноморской катастрофе императорского флота и попробуем хоть немного разобраться в тайне более чем столетней давности…
Итак, «Императрица Мария» была спущена на воду в 1913 году, а спустя пару лет прибыла в Севастополь. Назначенный в 1916 году командующим Черноморским флотом вице-адмирал Александр Васильевич Колчак сделал корабль флагманским. В этом была определенная историческая логика: флагманом с таким названием командовал наш прославленный флотоводец XIX века Павел Степанович Нахимов. Прежняя «Императрица» отличилась когда-то в Синопском сражении 1853 года. Нынешней же предстояло принять участие в готовившейся Босфорской десантной операции, целью которой был захват Стамбула, давно манившего взоры русских правителей. Впрочем, случилось совершенно непредвиденное.
20 октября 1916 года на севастопольском рейде, в полумиле от берега, на корабле произошёл взрыв порохового погреба. «Императрица Мария» ушла на дно, 225 моряков погибло, 85 получили тяжелые ранения, многие затем умерли в госпиталях. Это была страшная катастрофа, одна из самых крупных в Российской империи. До сих пор военные историки пытаются понять: что погубило новейший корабль?
На следующий день после взрыва в Севастополь выехала Особая следственная комиссия во главе с контр-адмиралом Николаем Матвеевичем Яковлевым. В итоге было установлено, что причиной взрыва стало возгорание в носовом погребе 305-миллиметровых артиллерийских снарядов. Этот взрыв привёл к взрыву и в артиллерийских погребах 130-миллиметровых орудий. Но почему вообще загорелся погреб? Рассмотрим основные версии.
Версия первая. Самовозгорание пороха. Предполагает, что произошла трагическая случайность. Хранившийся порох по какой-то причине вспыхнул, что и привело к трагедии. Подобные случаи, действительно, случались. Например, в октябре 1915 года на линкоре «Севастополь» при перегрузке зарядов из одного погреба в другой один из них сорвался с высоты, упал в пороховой погреб и загорелся. К счастью, тогда взрыва удалось избежать. Впрочем, подобное теоретически может произойти со старым порохом, а на «Императрице Марии» использовался только свежий, произведённый не более, чем за год до инцидента.
Версия вторая. Халатность. Исходит из того, что на корабле была плохо поставлена дисциплина и допускались очень серьёзные отклонения от устава. Такая ситуация была вызвана несколькими причинами: постоянной ротацией офицеров и матросов, наличием большого числа посторонних людей, которые выполняли разного рода работы по доводке корабля, отсутствием сложившегося опыта эксплуатации броненосных кораблей. Например, люки в артиллерийские погреба были сняты по приказу одного из офицеров для облегчения подачи зарядов вручную. Отверстия прикрывались различными подручными предметами (в том числе, деревянными), а то и вовсе оставались открытыми. При этом матросы часто курили в неположенных местах, в том числе и рядом с пороховыми погребами.
Версия третья. Диверсия немцев. Комиссией были обнаружены многочисленные нарушения устава в части безопасности. Оказалось, что на линкоре имелась вторая связка ключей от погреба, находившаяся почти в свободном доступе, вопреки требованиям безопасности. На корабле во время захода в порты постоянно присутствовало множество посторонних лиц. В таких условиях пробраться на корабль и устроить пожар в погребе было не так уж сложно. Между тем, в Николаеве в те годы действовала германская резидентура. Нелегальную шпионскую сеть в Причерноморье немцы выстраивали, начиная с 1908 года. Конечно, спуск в погреба с боеприпасами тщательно охранялся. Да и сведений о том, что немецкая разведка сумела «свить гнездо» в Севастополе, нет. Но это не исключает того, что диверсия на линкоре не могла быть организована. Пусть не немцами, а какими-то другими людьми…
Версия четвертая. Диверсия революционеров. Во время Первой мировой войны большевики, часть эсеров и анархистов выступали за поражение «своего» правительства. Известно, что вечером накануне взрыва на корабле работало большое количество рабочих с берега. Более того, несколько рабочих с Путиловского завода работали именно в том снарядном погребе, где началось возгорание. Контроль за рабочими толком не был налажен. Однако ни одна леворадикальная партия ответственность за уничтожение корабля на себя не взяла.
Рассмотрев разные версии, можно сказать одно: трагическая гибель линкора «Императрица Мария» до сих пор остаётся неразгаданной тайной…
Материалы, рассказывающие о Российском императорском флоте, в нашем музее можно найти в залах №№ 1-3. Его участию в Первой мировой войне посвящен отдельный экспозиционный комплекс.
Больше интересного в предыдущих публикациях Центрального музея Вооруженных Сил: