Найти тему
Подделкам нет!

Каким путем ходил Агрефений в Иерусалим?

В 1896 году в Православном палестинском сборнике №48 было напечатано произведение под названием «Хождение в Иерусалим Русского Архимандрита Агрефения, монастыря святой Богородицы». Считается, что архимандрит Агрефений совершил паломничество в Святую Землю в 70-е годы 14 века. Его хождение дошло до нас в двух списках 15 и 16 веков.

Первая страница списка с рассказом архимандрита Агрефения о своем паломничестве в Иерусалим
Первая страница списка с рассказом архимандрита Агрефения о своем паломничестве в Иерусалим

Свой рассказ архимандрит Агрефений начинает с описания своего маршрута из Руси и далее в Царьград.

Православный палестинский сборник №48, 1896 год
Православный палестинский сборник №48, 1896 год

Историки комментируют маршрут Агрефения по-разному. Например, Житенев С.Ю. в своей работе "История русского православного паломничества в X-XVII веках" даёт следующие пояснения:

…Если проследить путь нашего паломника по карте, то маршрут покажется несколько парадоксальным. Из Москвы он пошёл в Тверь (т.е. на северо-запад), из Твери в Смоленск (т.е. резко на юг), а из Смоленска в Минск (т.е. круто на запад), из Минска же наш архимандрит направился в Великий Новгород (т.е. снова на север), а уже оттуда снова на юг — в Великие Луки и далее в Витебск...

Парадоксальность и неестественность маршрута Агрефения, о которой говорит С. Ю. Житенев, сразу же бросается в глаза, если наложить этот маршрут на карту.

Маршрут архимандрита Агрефения согласно тексту его паломничества
Маршрут архимандрита Агрефения согласно тексту его паломничества

Со своей стороны С. Ю. Житенев предлагает следующее объяснение логики архимандрита:

…Можно предположить, что архимандрит Агрефений показывал предполагаемому читателю несколько разных маршрутов, которые могли начинаться и в Москве, и в Твери, и в Смоленске, и в Великом Новгороде, но все они сходились к Друцку и Слуцку. Вероятно, эти маршруты, по мнению архимандрита Агрефения, могли быть наиболее безопасными и оптимальными путями в обход Киева. При этом обращает на себя внимание следующее обстоятельство: маршрут путешествия архимандрита Агрефения проходил по территории в то время ещё православного Великого княжества Литовского. Далее от Слуцка маршрут архимандрита Агрефения шёл по Днестру в устье, к городу Белгороду и далее морем к Царьграду…

Другую трактовку маршрута дает Е. И. Малето в своей книге «Антология хожений русских путешественников XII-XV века»:

…Неоднократно использовался и другой сухопутный путь, ориентированный на Белгород-Днестровский (Аккерман или Монкастро). Одно из самых ранних свидетельств о использовании этого пути (от 1370 г.) содержится в записках о путешествии Смоленского архимандрита Агрефения (из Москвы в Тверь и Смоленск к Белгороду-Днестровскому и далее в Константинополь). Агрефений указывает и дорогу в Белгород-Днестровский, начинавшуюся от Великого Новгорода (она шла через Великие Луки на Витебск, Друцк и Слуцк)…

То есть, по мнению, Е. И. Малето архимандрит Агрефений описал в своем рассказе два независимых пути до Иерусалима: с началом из Москвы и от Великого Новгорода. Но тогда сразу возникает вопрос: если это два маршрута, а не один, то почему первый из них обрывается в Минске (см. карту маршрута выше)? И кроме того, зачем, тверскому или смоленскому архимандриту, коим его считают историки, описывать путь из Новгорода, если он ходил другим?

Еще одно объяснение маршрута архимандрита Агрефения содержится в книге М. В. Фехнера «Торговля Русского государства со странами Востока»:

…В «Хождениях» Аграфенья...обозначен путь в Царь- град. Он шел из В. Новгорода через В. Луки на Минск — Слуцк и Белград; из Верхних Лук шли на Слуцк так же через Витебск…

Очевидно, что эта трактовка не соответствует тексту хождения Агрефения, где Минск указан перед В. Новгородом, а не после него.

Все приведенные выше трактовки маршрута архимандрита Агрефения, на мой взгляд, слишком надуманы. Маршрут Агрефения сразу же станет понятнее и естественнее, если предположить, что часть его, начиная с Великого Новгорода и заканчивая Друцком, является поздней вставкой в оригинальный текст. Вот эта вставка выделена красным.

Красным выделена предположительно поздняя вставка в текст.
Красным выделена предположительно поздняя вставка в текст.

В пользу версии о позднем добавлении выделенного текста можно привести следующие аргументы:

  1. В описании маршрута Агрефения отсутствует переход от Минска до В. Новгорода. То есть, в тексте нет слов «от Меньска до Великаго Новогорода…», как в случае с другими городами на маршруте.
  2. Указанное в тексте расстояние от Друцка до Слуцка не соответствует действительности. В реальности расстояние от Друцка до Слуцка составляет более 230 верст (более 250 км.), а не 90, как написано в тексте.
  3. Если эту вставку в текст удалить, то 90 верст, обозначенные в последнем переходе до Слуцка, как раз будут соответствовать расстоянию от Минска до Слуцка. То есть, возможно, в оригинальном Хождении было написано «От Меньска до Слоучка 90».

Также можно обнаружить, что расстояние от Смоленска до Минска, указанное как 200 верст (половина от 400), в реальности составляет 350 км (330 верст). Здесь можно предположить, что изначально это расстояние (половина от 400) относилось к пути от Смоленска до Друцка, который находился как раз примерно на полпути до Минска. То есть, в тексте Хождения изначально могло быть написано «От Смоленьска до Дрютьскаго – пол 4ста, от Дрютьска до Меньска – …, от Меньска до Слоучка 90».

Далее, в тексте Хождения после Слуцка идет «Белагород», до которого, судя по тексту, 500 верст. Историки не могут прийти к однозначному выводу какой «Белагород» имеется в виду. Предлагаются варианты в виде Белгорода в России, Белграда в Сербии или Белгорода-Днестровского на Украине.

На мой взгляд, под Белагородом имеется в виду Белгород – Днестровский, так как расстояние от него до Стамбула (Царьграда) соответствует тексту хождения Агрефения (500 верст морем). Но при этом, расстояние от Слуцка до Белгорода-Днестровского все равно не совпадает с указанным в тексте (тоже 500 верст).

Отдельный вопрос - существовала ли в время паломничества Агрефения (1370 г.) Москва. Согласно гипотезе авторов Новой Хронологии Москвы в 14-15 веках, как города и столицы России, еще не было.

В итоге с учетом высказанных выше соображений и необходимых корректировок получаем следующий, предположительно оригинальный маршрут архимандрита Агрефения.

Предположительно оригинальный маршрут архимандрита Агрефения
Предположительно оригинальный маршрут архимандрита Агрефения

Целью же вставки куска маршрута с В. Новгородом, на мой взгляд, было намерение дополнительно «подтвердить» нахождение летописного Великого Новгорода на реке Волхов. Согласно же гипотезе авторов Новой Хронологии летописный Великий Новгород находился на Волге с центром в г. Ярославль.

Вывод:

Вероятно, при переписывании оригинального источника в текст паломничества архимандрита Агрефения в Иерусалим был искусственно и не очень аккуратно добавлен кусок с В. Новгородом в качестве еще одного «доказательства» нахождения летописного В. Новгорода на реке Волхов.