Найти в Дзене
Арт КомодЪ

Искрометное сопрано и премьера «идиш-кабаре» Десятникова. Надежда Павлова

«А не спеть ли мне песню о любви? 

A не выдумать ли новый жанр?..»

Жанр может и не выдумаю, а вот оду спою.

***

Она не боится экспериментов и смешения жанров. Идеальное сопрано для современных талантливых экзерсисов. Идеальная певица с драматическим даром. Глубокий и пластичный голос. Сопрано, которое может кричать, шептать и плакать. 

Надежда Павлова. Для меня она - эталон современной оперной артистки. 

Когда-то подобную репутацию имела несравненная Галина Вишневская. Она воистину блистала на сценах мира с редким вокальным репертуаром, сама искала не часто исполняемые произведения и нередко бывала первой исполнительницей вокальных циклов композиторов-новаторов своего времени. В наши дни у нас есть Надежда Павлова - не упустите шанс слушать и видеть ее на сцене. 

Недавно была доступна  трансляция из Перми монооперы «Человеческий голос» (Ф. Пуленк, постановка Дмитрия Волкострелова). Какая смелая и красивая работа всей команды постановщиков о невозможности существования в мире без чувств, о жертвенности любви и одиночестве… И центр этого эксперимента на сцене - трепетная и чувственная Надежда Павлова. Она одна на сцене - а глаз не оторвать. Иллюзия, что любовь жива, пока ты слышишь голос любимого… Иллюзию эту La Voix humaine, (1928) гения Жана Кокто не раз воплощал кинематограф. Но в оперном варианте эта женская исповедь любви будоражит особенно: невидимый Он бросил ее ради другой…

Амплитуда человеческих страстей и амплитуда голоса певицы Надежды Павловой в этой опере - от воркования голубки до трагедии человеческого саморазрушения… Я не знаю, кто может сравниться с ней. Кто возьмется за такую работу?.. Бенефис настоящий, но… не простой бенефис.

Сколько внутренних сил певицы вложено в эту работу?.. Дивная артистка, которой подвластна сложная драматургия в самом минималистическом сценическом воплощении. Талант быть органичной.

Любопытно, что Галина Вишневская тоже пела эту партию в «Человеческом голосе». Вот так сначала из бессознательного приходят аналогии, а потом находятся  факты-подтверждения, вот не знаю, как это работает! 

***

И вот вчера, 30 января 2024 в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга.

Ежегодная дань - концерт «Желтые звезды», маленький камешек в плотину человеческой памяти.

Первое исполнение в России «Идиш», пять песен для голоса и струнного квартета Леонида Десятникова (род. в 1955). В блестящем исполнении Надежды Павловой и ансамбля солистов оркестра musicAeterna

Программа вечера 30 января 2024. Большой зал филармонии
Программа вечера 30 января 2024. Большой зал филармонии

Хороша Надежда Павлова во всех жанрах, кроме скучного! Это факт. Доказанный.

По сути это новое произведение Леонида Десятникова - пять песен для голоса и струнного квартета написаны как «кабаретные» песенки, бытовавшие в Варшаве и ее окрестностях в период между двумя мировыми войнами. То есть жанр по определению не высокий. Эклектичная музыка маргиналов, но талантливая и ироничная. Жизнестойкая. Это потом будут гетто, желтые звезды, камеры и расстрелы… А сейчас - живем. Эх!..

А в исполнении  Надежды Павловой и ее коллег-музыкантов это произведение - ««Идиш», пять песен» звучит как высочайший шик своего времени, времени на грани больших трагедий.

Надежда Павлова (сопрано)
Надежда Павлова (сопрано)

Как это звучало в зале!.. Жизнь во всех ее красках была перед нами, где смеются и плачут, где воруют и отказываются воровать… Жизнь предместий большого города со всеми соблазнами, где люди живут вечными страстями и вечными надеждами. Так было во все времена. Так будет.

Мы, думаю, пережили в тот вечер то, что, наверняка, переживали посетители шикарных парижских кабаре - раздумья, сопричастность и восторг. Мы будто были  в гостях у легендарной Suzy Solidor… 

И это волшебство машины времени подарили нам Леонид Десятников, Надежда Павлова и квартет музыкантов-единомышленников (а они (квартет) еще и пели-подпевали!).

Вечер 30 января 2024 года. Аплодисменты и поклоны
Вечер 30 января 2024 года. Аплодисменты и поклоны

Чудесная, смелая Надежда Анатольевна Павлова. Сопрано. И в Большом театре поет. И «Идиш» поет-играет. И везде восхищает. Амплитудное сопрано, не в одной оси.

Надежда родом из Ижевска (род. в 1980), любимая солистка в концертах и спектаклях Теодора Курентзиса. Звезда международных оперных фестивалей. Настоящая дива. Наша, с талантом быть органичной. И современной.

©️ Мила Тонбо 2024

Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»