Найти в Дзене
Арт КомодЪ

Баллада о музыкантах. Курентзис и оркестр одержимых талантом

«Не важно, что было вокруг, и не важно, о чем там пурга завывала протяжно…» (И. Бродский) Мы - современники музыканта, чье творчество будут изучать и писать диссертации. Он феноменально уникальный.  Музыку можно слышать без звука? Можно, если ее дирижирует Курентзис. Он создает фантастическую реальность и сам первым парит над ней, как Шагал в Витебске.  Сегодня был настоящий бал Прокофьева: Концерт № 1 для скрипки с оркестром и Симфония № 5.  Солистка – Ольга Волкова, скрипка,  Оркестр musicAeterna,  Дирижер Теодор Курентзис.  Другой Прокофьев звучал в этот вечер, сложный, мятежный. Это вам не «Монтекки и Капулетти».  …Сначала над оркестром кружила черная чайка с огромными крылами - свободная и недосягаямая. Это был скрипичный концерт. Потом (уже в симфонии) над сценой метался гордый буревестник…, а потом величаво плыл над синью черный лебедь… И это все был Курентзис в музыке гения ХХ века.  Тут самое время вспомнить Прокофьева (1881 - 1953). Молодой Сергей Прокофьев обожал эпатир

«Не важно, что было вокруг, и не важно,

о чем там пурга завывала протяжно…» (И. Бродский)

Мы - современники музыканта, чье творчество будут изучать и писать диссертации. Он феноменально уникальный. 

Музыку можно слышать без звука? Можно, если ее дирижирует Курентзис. Он создает фантастическую реальность и сам первым парит над ней, как Шагал в Витебске. 

Теодор Курентзис за пультом
Теодор Курентзис за пультом

Сегодня был настоящий бал Прокофьева: Концерт № 1 для скрипки с оркестром и Симфония № 5. 

Солистка – Ольга Волкова, скрипка, 

Оркестр musicAeterna

Дирижер Теодор Курентзис. 

Другой Прокофьев звучал в этот вечер, сложный, мятежный. Это вам не «Монтекки и Капулетти». 

…Сначала над оркестром кружила черная чайка с огромными крылами - свободная и недосягаямая. Это был скрипичный концерт.

Потом (уже в симфонии) над сценой метался гордый буревестник…, а потом величаво плыл над синью черный лебедь… И это все был Курентзис в музыке гения ХХ века. 

Теодор Курентзис, музыкант, дирижер (фото из программы вечера в Петербурге, 29-12-2023)
Теодор Курентзис, музыкант, дирижер (фото из программы вечера в Петербурге, 29-12-2023)

Тут самое время вспомнить Прокофьева (1881 - 1953). Молодой Сергей Прокофьев обожал эпатировать «добропорядочный музыкальный мир». У него даже была репутация «варварского композитора». Это сегодня он классик - попробуй что-то сказать. А тогда он ниспровергал устои. Как сегодня это делает Теодор Курентзис, «русский» грек спустя почти 100 лет. 

Оба - Прокофьев и Курентзис - олицетворяют в своем творчестве новое время, их «новое время», с его экстравагантностью и контрастами. Все повторяется на новом витке…

Ольга Волкова, солистка, первая скрипка Оркестра musicAeterna (фото автора с концерта в Капелле, Санкт-Петербург, 16-10-2023)
Ольга Волкова, солистка, первая скрипка Оркестра musicAeterna (фото автора с концерта в Капелле, Санкт-Петербург, 16-10-2023)

Солистка - отдельная песня: хрупкая, прекрасная Ольга, Ольга Волкова. Сегодня она в синем.

В программке о ней пишут: «…окончила ЦМШ при Московской консерватории (класс И. Бочкоаой), Кельнскую высшую школу музыки (класс З. Брона и Б. Келемана). Также обучалась в Музыкальной Капелле королевы Елизаветы в Брюсселе». Все так. Да не так. Чтобы доехать до Москвы, эта Оленька, девочка 1991 года рождения, из-под Владивостока, с семи лет вставала в 4.30 утра (!), чтобы успеть на электричку в большой город - во Владивосток и ехать дальше в музыкальную школу им. С. Прокофьева (и тут Прокофьев!). И так четыре года. В памяти ее остались ледяные электрички, приходящие на станцию Артем-Прим зимой… Вот где настоящая песня о судьбе музыканта - «бегущей со скрипочкой»!

И вот еще бы гимн ее маме, которая вставала еще раньше, чтобы сопровождать свою доченьку на тропинку, ведущую к музыкальному Олимпу. Про Олимп они не знали тогда. Им было так надо.

И спросите еще, что продали ее родители из своего небогатого имущества в поселке под Владивостоком, чтобы повзрослевшая Оля, закончившая школу имени Сергея Прокофьева во Владивостоке, могла переехать в Москву, чтобы жить и учиться в той самой ЦМШ…

А, чтобы доехать в ЦМШ на занятия уже из Подмосковья (саму Москву «взять» не получилось), Ольга будет ездить с пересадками на электричке, маршрутке, метро. Но вот уже не будет так зябко.

«Белобрысая шлюха» - так «ласково» называли ее «высокодуховные» однокашники из ЦМШ, за которыми благоговейно шествовали их мамочки, несущие инструменты своих «деточек»… (это факт, из интервью с Ольгой Волковой - М.Т.)

А за что? А за то, что фонд Мстислава Ростроповича оказывал помощь и поддержку в учебе Ольги Волковой (при том, что в ЦМШ Ольга поступила без протекции этого Фонда!). Ей этого никогда не простят, девчонке со станции Артем-Прим? Это их дело, право. Оставим их «Олимпы» им.

Почему об этом не пишут в программках люди, получающие за свои скучные тексты жалованье?..

***

До ЦМШ Ольга Волкова не играла гаммы - у нее просто не было времени на них: учеба в обычной общеобразовательной школе (без скидок!), музыкалка и дорога домой отнимали все ее время. Она научилась учить музыкальные уроки «в голове» (?!). Стать скрипачом, не играя гаммы… В 10 лет во Владивостоке она сыграет концерт Макса Бруха с симфоническим оркестром и поймет окончательно: вот это все - точно ее путь.

Вот вам пример таланта, духа и настойчивости. Русские люди, не из музыкальных династий (если, конечно, не считать маму-аккордеонистку).

Ольга Волкова и ее скрипочка
Ольга Волкова и ее скрипочка

Ольга Волкова сыграла блестяще концерт Прокофьева на сцене легендарной Санкт- Петербургской филармонии. Тонкая девушка в синем. Смычок не выдерживал накала…

И наградой ей и оркестру - наши аплодисменты. И цветы. От солистки ответный дар - бис - Эжен Изаи (1858 - 1931). Соната для скрипки соло ре минор «Баллада»… 

Во втором отделении (Симфония номер 5) она еще сядет на стул первой скрипки оркестра. Вот как это?..

Аплодисменты. Ольга Волкова (скрипка, соло), Теодор Курентзис и Оркестр musicAeterna (29-12-2023, Санкт-Петербург)
Аплодисменты. Ольга Волкова (скрипка, соло), Теодор Курентзис и Оркестр musicAeterna (29-12-2023, Санкт-Петербург)

Теперь Оркестр. Оркестр musicAeterna. Оркестр избранных, оркестр одержимых, влюбленных в свои инструменты и нотные знаки… Знают ли они, что и твою/мою жизнь они наполняют смыслом, желанием, надеждами и вышиной?..

Они летают по миру - им рукоплещут и удивляются эспресии и трактовкам. Некоторые, что в очень белых пальто и за рубежом, на полном серьезе рассуждают в Сети: бойкотировать или не бойкотировать его концерты - русские же играют? Но все же и они идут смотреть и слушать маэстро и его оркестр избранных. 

Они летают по России - им внемлют, как богам, как вестникам свободы. Они летают, чтобы играть музыку так, как умеют это делать только они. Неистовые. Им трудно? Несомненно - такой ритм!.. Но они так живут, это их выбор - выбор команды лучших. 

Вот анонсированы уже концерты в Норильске и Красноярске. Москва, конечно. Пермь, разумеется. Санкт-Петербург, слава Богу.

Всем настоящим и будущим слушателям катарсис гарантирован - музыканты Курентзиса не обманут. И будет всем счастье и чудо. Да будет так. 

***

А еще были бисы. И какие! Щедрые. Настоящее третье отделение:

🕶️ Сергей Прокофьев. Amoroso из балета «Золушка»

🕶️ Марко Никодиевич (р. 1980), GHB / tanzaggregat для симфонического оркестра (2011) 

🕶️ Василий Соловьев-Седой. «Подмосковные вечера в обработке Алексея Сюмака (р. 1976).

***

Да-да! «Подмосковные вечера»… До слез. До чистых слез счастья.

Этого «белым пальто» не пережить.

«Не важно, что было вокруг, и не важно,

о чем там пурга завывала протяжно!»

©️Мила Тонбо 2023

Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»