В двух предыдущих публикациях мы с вами прошлись по одному из направлений, обслуживаемых "Ласточками" из Санкт-Петербурга - на Выборг и далее. Прочитать эти публикации можно по ссылкам ниже:
Сегодня же давайте затронем еще одно направление, которое начинается на Финляндском вокзале северной столицы. Помню, когда я первый раз оказался на станции метро "Площадь Ленина", на которой и расположен вокзал, то она мне очень глубокой показалась. Она и была самой глубокой с 1958 года до 1981 года. В начале 80-х открыли станцию "Пролетарская", которая оказалась на 1 метр глубже. А потом появились еще и "Комендантский проспект", и "Адмиралтейская", конечно.
Но сейчас не о метро. Представим, что мы снова оказались на Финляндском вокзале, но отправимся мы теперь не на северо-запад, а на север в направлении Сосново - Приозерск. И вот первый этап пути у нас как раз будет до станции Сосново.
Сразу оговорюсь, что если до Выборга "Ласточки" "летают" ежедневно по несколько раз в день со стабильным расписанием, то в направлении Сосново с ними всё намного сложнее. В будние дни тут одно расписание, в выходные - другое. Да и собственно состав, который следует с большим количеством остановок, всего один. В будние дни он отправляется в 10.27, а скорость у него такая, что обычные электрички обгоняют его на easy, как говорит современная молодежь. В пути до Сосново "Ласточка" будет аж 1 час 41 минут (на 78 километров), в то время как обычные электрички преодолевают тот же маршрут (некоторые рейсы) за 1 час 36 минут. Но стоит "Ласточка" дороже: 267 рублей против 226 рублей обычной электричкой.
Первой остановкой у интересующей нас "Ласточки", как впрочем и у обычных электропоездов, будет Кушелевка. Расположена она сразу после развилки железных дорог севернее станции метро "Лесная" и южнее ботанического сада академии (университета) им. Кирова. Нужная нам ветка уйдет на восток, а на северо-запад от развилки пойдет магистраль на Выборг мимо Ланской и далее.
Перед следующей большой развязкой (там вот посмотришь на карту и действительно складывается ощущение, что железнодорожные развязки как автомобильные) будет еще одна станция - Пискаревка. Название легендарное для города на Неве. Слева по ходу движения останется Пискаревский парк и Мемориальное кладбище. И вдоль всего этого участка между двумя станциями установлены километровые столбы Дороги жизни.
Дале следующая развязка. Здесь справа расположена Инфекционная больница, а рядом памятник первой санитарной карете для инфекционных больных. Видимо, весь смысл в глухой капсуле.
И после еще одного поворота электрички на 90 градусов, на этот раз на север, еще одна станция - Ручьи. Помню, когда я учился в аспирантуре (а в те годы Ладожского вокзала еще не было), то оказавшись как-то на станции Ручьи с удивлением заметил, что кроме кучи пригородных поездов здесь останавливался еще и один поезд дальнего следования. И это был не просто поезд, вообще-то, это был состав Москва-Хельсинки.
Дальше будет еще одна платформа - Новая Охта - но это все еще в пределах КАД. Причем Новая Охта - это достаточно свежее название. Раньше же остановочный пункт назывался Мурино, хотя сам городж начинается за КАД.
И вот затем уже Девяткино. И здесь тоже со времен аспирантуры помню эту историю, что питерское метро на самом деле расположено не только в Санкт-Петербурге, но и еще в одном субъекте федерации - Ленинградской области. И вот в те годы как раз за пределами административной границы Петербурга располагалась станция метро "Девяткино" 1-й линии. Вот она в итоге и оказалась между путями, по которым "Ласточка" движется в направлении Сосново. У меня здесь сразу же возникла параллель со "Ждановской" / "Выхино" в Москве. Помню, вот приедем мы на электричке из Малаховки, выходим из вагона и сразу же турникеты в метро. А вот назад нужно было по переходу подземному пройти, чтобы на электричку попасть. Не был я там уже ... страшно представить - 26 лет. Говорят, что это абсолютно жуткий пересадочный узел в Москве. То есть сразу же с "Выхино" поезда идут забитыми.
Итак, это уже территория Ленинградской области. Город Мурино. Он считается самым густонаселенным городом региона с населением за 100 тыс. чел. Правда, так резко численность населения выросла из-за административных решений, а не естественным путем. Строительство тут ведется очень активное. Когда же я проезжал эти места - фактически деревня была.
Как и в поселке Антреа, куда мы заглядывали во второй части наших путешествий на "Ласточках", здесь был найден настоящий клад. Он, правда, будет посовременнее, чем сеть, но тоже достаточно древний. Монеты, в том числе со времен Ивана Грозного. Еще во времена Елизаветы Петровны здесь возник водочный завод - бизнес прибыльный во все времена. А затем земли отходят графу Воронцову, который обустроит здесь приличный парк. А в наши дни одна из главных достопримечательностей города - памятник Менделееву, который иногда называют сон Менделеева.
Далее 3 платформы - Лаврики, Капитолово, Кузьмолово, названные по окрестным деревням и поселкам. И в 40 минутах езды от города будет располагаться станция Токсово. Здесь тоже поселок с красивым новым вокзалом. Была там какая-то мутная история со сносом старого здания. Сначала его снесли, а потом снос был признан незаконным. Само же Токсово отличается тем, что здесь никогда не было крепостного права. Все местные крестьяне были свободными. Дачи были приличными. В начале ХХ века эти места называли "Петербургская Швейцария". Меня всегда такие параллели все-таки удивляют. В Швейцарии, конечно, есть равнинные территории, но все-таки эти места напоминают Швейцарию меньше всего. Хотя после войны здесь и организуется центр зимних видов спорта и даже на местных холмах возведут лыжные трамплины (ближе к следующей остановке).
На окраине поселка еще один остановочный пункт - Кавголово. Причем я бы сказал, что Кавголово гораздо более известно, чем Токсово. особенно любителям зимних видов спорта. Слева от железной дороги будет обширное Кавголовское озеро, а справа - лесопарк. И вот тут опять всё смешалось. Сама деревня Кавголово находится отсюда в 10 км. По дороге в деревню будет еще один интересный объект - зубровник - питомник по разведению зубров. А платформу так назвали по озеру.
А сама деревня Кавголово расположена еще западнее озера. Ну и если уж вы поехали кататься на лыжах, то в Токсово можно заехать в музей советской игрушки.
Собственно развитие здесь лыжного спорта обязано рельефу местности - Токсовские холмы - это здесь. Считается, что это одни из самых крупных возвышенностей южной части Карелии, да еще и заросшие красивым еловым лесом. Возраст многих елей здесь достигает 120 лет, диаметр ствола аж 85 см, а высота до 30 метров! Между станциями проложена оборудованная экотропа.
А вот после Кавголово железная дорога проходит по живописной косе, которая разделяет Кавголовское и Курголовское озера. Вот та это выглядит с высоты птичьего полета:
Ну а дальше несколько платформ, которые в основном обслуживают дачников, ибо садоводств здесь огромное количество. Хотя час от города - это уже, конечно, далековато. По иркутским меркам, но не по питерским, видимо. Осельки, Пери, 39-й километр. Чуть крупнее станция Грузино. А после нее снова ряд платформ, относительно крупная деревня Васкелово. Около пос. Лемболово прямо у железной дороги стела на месте гибели летчиков, повторивших подвиг Н. Гастелло. И уже около самой станции Сосново будет еще один комплекс активного отдыха Игора. Там еще параллельно достаточно интересный музей автомобилей открыли. Я бы сказал прямо шикарный - Игора драйв:
И вот уже конечная станция этого этапа - Сосново. Прежнее название Рауту. Очередной населенный пункт, который ведет свою историю с XV века. История у этого места повторяет историю других поселков района: Швеция - Россия - Финляндия - СССР - оккупация - СССР - Россия.
А вот такой здесь шикарный храм зимой среди огромного количества снега:
Это и есть главная местная достопримечательность. Ну а нам этот этап пора заканчивать. Спасибо, что следите за вояжами на "Ласточках". До встречи!