Всем добрый день! Сегодня мы продолжаем наше исследование маршрутов "Ласточек".Во вчерашней публикации мы добрались до Выборга. А потому сегодня я предлагаю продолжить начатый путь. Тем более, что, возможно, нам даже и пересаживаться не нужно будет. Поскольку первая "Ласточка", которая рано утром уходит с Финляндского вокзала на Выборг - это как раз и есть состав на Хелюля.
Весь маршрут четко делится на две части. Первая на северо-запад до Выборга. А после этой станции резкий отворот на северо-восток к Ладожскому озеру. Причем по протяженности вторая часть несколько больше первой: 185 км против 129 км. Вот карта всего маршрута:
Естественно, что первую часть маршрута мы повторять не будем. Вот ссылка на публикацию, в которой можно прочитать о ней. Начнем сразу от Выборга.
Отправившись из Санкт-Петербурга в 06.15 в 07.17 мы оказываемся уже в Выборге. Стоянка здесь 8 минут, после чего состав начинает двигаться дальше. Точнее двигаться назад. На протяжении первого километра. То есть в Выборге он разворачивается. Никакого другого способа попасть на ветку на Сортавала у него нет.
До первой станции - Каменногорск - ровно 40 км. Время в пути 32 минуты. Путем нехитрых вычислений получаем вполне приличную пока еще среднюю скорость - 75 км/ч. Это, конечно, не 124,8 км/ч, с которыми этот состав проносится участок до Выборга, это на 50 км/ч медленнее, но в целом нормальный результат. Именно в Каменногорске у состава самая длительная остановка за весь маршрут - 20 минут. Прибудем мы сюда в 07.57, а отправимся дальше в направлении Карелии в 08.17. Такая длительная стоянка необходима потому, что дальше "Ласточку" поведет тепловоз. В основном на линии используется ТЭП70. Ведь она неэлекрифицирована.
Каменногорск в чем-то уникален. 110 лет назад в этих местах под слоем торфа один из крестьян сделал ценнейшую археологическую находку - он обнаружил очень старую рыболовную сеть. С применением каких-то ультрасовременных методов исследования, ученые оценили ее возраст более чем в 9000 лет. Исследования классическим для этих целей радиоуглеродным методом дают возраст вообще 10-11,5 тыс. лет. Эту находку так и назовут - "Сеть Антреа". Здесь все просто - до 1948 года поселок назывался именно Антреа. В результате исследований ученые установили и размер ячейки сети - примерно 6 см, что позволяло использовать ее для ловли лосося.
Поселок, расположенный не так и далеко от современной государственной границы, несколько раз переходил от одной страны к другой. В итоге после Советско-финской зимней войны он окажется составе СССР, но менее чем через полтора года снова будет оккупирован. И вот после войны начинается череда переименований. Сначала поселок назовут Гранитный. Затем он станет Первомайским и, наконец, в 1948 году он становится Каменногорском.
В целом город в общем-то оправдывает свое название. В его округе расположено несколько карьеров, в которых ведется добыча гранита. Вообще же город расположен на реке Вуокса. Сайменская водная система, если правильно помню. И, пожалуй, самая красивая его достопримечательность тоже на ней же. Церковь Андрея Первозванного:
А вот до следующей остановки Хийтола время в пути аж 49 минут. Ну и расстояние 53 км. Средняя скорость здесь около 65 км/ч. Видимо, дают возможность полюбоваться природой. Ну и реконструкция дороги до этих мест еще не добралась. Это уже Карелия, кстати. Узловая станция. Дорога сюда прокладывалась чтобы хоть как-то разгрузить основную ветку в Финляндию.
Еще через 21 км будет станция Элисенваара. Елисеева гора. Время в пути тоже 21 минута, а соответственно скорость ровно 60 км/ч.
Это тоже узловая станция. В 1944 году советская авиация нанесет мощный удар по станции, на которой стоял военный эшелон. Проблема состояла в том, что в эшелоне оказалось и много мирных жителей, которые спешили покинуть эти места, уехав в Финляндию. Серьезно пострадала и сама станция, мосты рядом с ней.
Следующая станция - это Яккима. Фактически это часть небольшой агломерации - районного центра Лахденпохья. Интересное название этого районного центра можно трактовать как расположенный в глубине залива. Залив уже Ладожского озера. Это уже крайнее северо-западное побережье этого водоема.
Ничего особенного интересного я про этот город не нашел. Был тут фанерный комбинат. Также в источниках указывается, что в 2020 году мэр города был лишен водительских прав за езду в нетрезвом состоянии.
Ну а дальше уже Сортавала. Про этот город у нас не так давно была отдельная публикация. Прочитать можно по ссылке ниже:
В черте города и станция Сортавала, и Сортавала-Центр, и Морозная. Скорость движения до Сортавала несколько возрастает - 41 км за 30 минут, то есть средняя 82 км/ч. В черте города намного медленнее, конечно.
Самая новая станция на всем участке - это станция Морозная. Назвали ее так потому, что в весенне-летний период здесь на отстое находится поезд Деда Мороза.
Достаточно интересная придумка, чтобы привлечь в эти места побольше туристов.
И вот уже Хелюля - поселок, в прошлом мощный центр, через который во множестве перевозили мрамор, добытый в Рускеале. А затем здесь будет развиваться деревообработка. В городе находилось крупнейшее деревообрабатывающее предприятие во всей Финляндии. Да и в годы СССР здесь потом в огромном количестве производили лыжи.
Вот такой получился второй этап. Кстати, здесь еще проходит маршрут двухэтажного поезда Москва - Петрозаводск. Из этих мест до столицы Карелии еще 5,5 часов. Но это уже другая история! Спасибо, что читаете!