Вступление. К сожалению в Дзене лишь те публикации оказываются популярными, в которых поднимаются какие-то остроактуальные вопросы, по которым общество разделено на две полярные точки зрения. Когда я писал про скорость поездов, про их количество и т.п. у меня вообще-то не было никакой цели поднимать волну обсуждений и т.п. Я просто излагал факты - было вот так, стало вот так, поезда ходят вот так. А в результате нарвался на такую волну хейта, после которой что называется зарекся писать что-то остросоциальное. В этом цикле статей просто будут факты о том, какие из Питера есть "Ласточки", по каким направлениям они движутся. Поэтому обращаюсь к любителям жареного, сенсаций, слухов - эта и все последующие публикации не для Вас. У всех же остальных прошу прощения за эту преамбулу к публикации.
Итак, давайте посмотрим куда же можно добраться из Санкт-Петербурга на знаменитых "Ласточках". Сразу оговорюсь, что, конечно, меня по большей части будут интересовать не те "Ласточки", которые на пригородных маршрутах, а те, что значительно ускорены по сравнению с обычными электричками. Основным источником был сервис Яндекс.Расписание. В общем, давайте начнем, а что получится - посмотрим. Будет популярно - попробую сделать обзоры по всем регионам. Ну а если нет, то парой-тройкой публикаций и закончим.
Начнем давайте с того маршрута, который когда-то в 2019 году меня и поразил. Тогда в июне я оказался в Санкт-Петербурге на курсах повышения квалификации и решил съездить в Выборг. И когда стал планировать поездку, то с удивлением заметил, что теперь до Выбора вполне реально доехать за 1 час с небольшим, в то время как раньше на это уходило от 2,5 до 3,5 часов в зависимости от того, насколько ускоренная электричка вам попалась. И когда я увидел время в пути на 130 км в районе 1 часа 12 минут, то все сомнения ехать или не ехать смотреть Монрепо во время реконструкции у меня улетучились. Конечно же ехать! Поэтому первый маршрут у нас и будет Санкт-Петербург - Выборг. Варианты будут такие:
1. Санкт-Петербург - Выборг. Время в пути - 72 минуты. Расстояние - 130 км. 6 остановок, включая конечные станции. Средняя скорость на всей дистанции - 108,3 км/ч.
До этого с такой же скоростью и даже выше, конечно, перемещался на электричках в различных европейских странах, но в России мне на таком перемещаться еще не доводилось. И это пригородный поезд-экспресс - видимо так это нужно классифицировать, поскольку на своем маршруте он не покидает пределы одного субъекта Российской Федерации.
Финляндский вокзал - это, конечно, не самый красивый вокзал северной столицы. Но в целом, если не придираться, вполне приличное здание:
Понятно, что это совсем не то здание вокзала, которое было изначально и на которое в 1917 году прибыл В.И. Ленин. Сохранился и паровоз, на котором В.И. Ленин под видом кочегара в августе скрылся из Санкт-Петербурга. Вроде как на нем же он в октябре вернется в город. После революции паровоз окажется в Финляндии, и лишь позднее он будет передан СССР. Электрички же отсюда разлетаются прямо веером в самых разных направлениях.
Раньше выборгская ветка шла на уровне земли. Но затем ее целенаправленно приподняли на многих участках, чтобы обеспечить проезд автотранспорта под ней без железнодорожных переездов. С учетом современной интенсивности движения электропоездов переезд вообще был бы всегда закрыт.
Первую остановку "Ласточка" сделает еще в пределах города - станция "Удельная" около одноименной станции второй (синей) ветки питерского метро. Смотря куда вам, конечно, нужно дальше в городе попасть. Может и есть смысл выйти именно на этой платформе на обратной дороге.
Понятно, что этот перегон самый медленный (ну относительно, конечно). Я даже подумал: "Если мы за 8 минут только до Удельной доехали, то как же мы успеем за 72 минуты до Выборга?!". Вообще мне нравился Выборгский район Петербурга. Много зелени, парков. Но и людей много. По-моему по синей ветке на север в любое время суток поезда идут заполненными.
Следующий отрезок - 20-минутный кусок до Зеленогорска. Вообще это город в городе, как бы это абсурдно не звучало. По науке это внутригородское муниципальное образование Курортного района Санкт-Петербурга. Примерно 50 км по железной дороге, кстати.
Зеленогорском он стал уже после войны. А до нее был Териоки, что в переводе можно трактовать как "смоляная река". Здесь приличный пляж на самом Финском заливе, а также на одном из озер, что относительно недалеко от города. В общем здесь купаются, особенно если лето выдалось жарким. Финский залив мелкий, вода прогревается. Именно поэтому это было одно из самых дачных мест Санкт-Петербурга еще до революции. Число людей, которые тут жили на съемных дачах, измерялось десятками тысяч. В окрестностях были дачи писателя Салтыкова-Щедрина, адмирала Макарова, ученого Д.И. Менделеева, академика И.П. Павлова, поэта А.А. Блока. В апреле 1917 года здесь родился знаменитый советский актер Г.М. Вицин. В наши дни ему установлен памятник в городе. Но вот я бы не сказал, что он похож на персонаж из "Женитьбы Бальзаминова".
В Зеленогорске вообще достаточно много скульптурных композиций, в том числе с интересным смыслом. Например, есть композиция "Память о бабушке". Выглядит вот так:
А в небольшом сквере у проспекта Ленина, что совсем недалеко от вокзала, сразу несколько скульптурных композиций по мотивам "Золушки".
А еще Жар-птице, Змею Горынычу. В общем, в этом месте прямо много скверов, парков. Названия вполне железнодорожные: Паровозный сквер, Служебный сквер.
Добирались сюда уже в начале ХХ века поездами. Причем, некоторые источники указывают, что через станцию проходило 10 пар поездов в день. В наши дни в будни только "Ласточек" здесь 7 составов (не считая тех, которые следуют до Хелюля без остановок). А есть же еще и обычные электрички! С ними я вроде бы 19 пар составов на 30 января насчитал. А поскольку я сам дачник, то меня еще вот такой объект привлек - памятная скульптура "Ботинки неизвестного дачника".
Характерно! А еще здесь музей муравья - санитара леса. В общем, стараются привлечь туристов.
После революции территории отойдут Финляндии, вернутся же они в состав СССР лишь в 1940 году. Причем тогда по итогам войны в состав СССР отойдет более 10% территории Финляндии, включая второй по величине город страны, в который мы и направляемся - Выборг. Поселок Териоки достался нам полностью разрушенным и оставленным жителями. Ну а потом война, город снова будет оккупирован до 1944 года. И уже после войны начинается бурное развитие этих мест. Здесь появится куча санаториев, домов отдыха. ну да нам пора дальше.
Следующая остановка у нашей "Ласточки" - Рощино. От Зеленогорска буквально 5 минут. По-фински этот поселок назывался Райвола. Его сначала хотели переименовать в Ждановск, но затем выбрали более нейтральное - Рощино. Причем в поселке Рощино постоянных жителей чуть ли не больше, чем в городе внутри города - Зеленогорске. Под 16 тыс. чел. население.
Но с интересными местами здесь намного хуже, чем в Зеленогорске, где вообще можно легко целый день гулять. Но и в Рощино есть с десяток мест, которые вполне могут привлечь внимание. Есть здесь и свои башмаки:
Там же в сквере рядом с детскими площадками скульптуры героям "Простоквашино" и "Ну, погоди".
Не скажу, что опять-таки очень похоже, но в целом интересно. Каждый художник имеет право немного дать волю своему воображению!
В сквере напротив памятник любимой кошке местной поэтессы, имя которой мне ни о чем не сказало, а здесь ее именем целый сквер назван. Но я сюда повернул, чтобы посмотреть памятник Льву Яшину.
А следующая остановка еще через 8 минут - это Каннельярви. Зачем здесь решили сделать остановку "Ласточки", я не очень понял. В самом поселке проживает лишь около 200 человек.
И следующая уже Выборг. Но про этот город у меня уже были публикации на канале, а повторяться нельзя. Если Вы их не читали, то можно перейти по ссылкам:
Цена билета на обычную пригородную "Ласточку" здесь составляет на 30 января 2024 года 409 рублей. Но до Выборга можно добраться и межрегиональной "Ласточкой", которая далее проследует в направлении Каменногорск - Сортавала. Обозначим ее как маршрут 2:
2. Санкт-Петербург - Хелюля. Время в пути на всем протяжении - 4 часа 30 минут (270 минут). Расстояние - 310 км. 10 остановок, включая конечные станции. Средняя скорость на всей дистанции - 69,9 км/ч. На этом составе время до Выборга составляет всего 62 минуты, то есть еще на 10 минут меньше. Следует он вообще без остановок. Но! У этого состава совсем иной статус. Если предыдущие "Ласточки" нумеровались 7000-ми четырехзначными номерами, то эти составы имеют трехзначные 800-е номера. В них выше уровень комфорта, но соответственно и цена возрастает. Например, сегодня при покупке день в день я бы смог взять билет до Выборга минимум за 770 рублей. Ну вот как-то не готов я за 10 минут переплачивать 361 рубль. И чем ехать в Выборг самой быстрой "Ласточкой" в 06.15 - это ж еще и на Финляндском вокзале нужно оказаться в это время, я предпочту обычный состав "Ласточки" в 07.55, чтобы уже в 09.07 оказаться в Выборге.
Можно, кстати, и обычной электричкой поехать. Экономия 63 рубля (346 рублей билет). Время в пути в настоящее время 2 часа 11 минут, то есть средняя скорость практически ровно 60 км/ч. 28 остановок. Первый такой состав пойдет между "Ласточкой" на Хелюля и первой пригородной "Ласточкой" до Выборга.
Ну а сам маршрут до станции Хелюля мы рассмотрим уже в следующей публикации. Спасибо, что читаете! До встречи!