Статья будет полезна не только начинающим поэтам, но и, скажем, школьникам, студентам, которые всерьез интересуются системами стихосложения.
Я расскажу о трех способах определения размера стихотворения:
► о сложном (пошагово) – для поэтов с устойчивой психикой и кучей времени;
► о менее сложном (пошагово) – холерики допускаются, но с осторожностью;
► и о простом – для всех, у кого есть хотя бы ничтожная доля музыкального слуха.
Сначала немного необходимой терминологии
🔴 Стихотворный размер – это определенный порядок ударных и безударных слогов в стопе. В чистом виде размер встречается редко, чаще всего из-за спондея или пиррихия.
🔴 Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение: ма́-ма,
схематично изображаем так: / —́ — /
🔴 Метр – это соединение стоп одного вида в стихотворении: мама мыла папу
ма́-ма мы́-ла па́-пу, схема: —́ — / —́ — / —́ —
Все, все! Больше не буду. Что-то еще в статье назову, но речь пойдет о другом.
Как определиться – все ли в порядке с размером стихотворения? Для этого вовсе не обязательно годами штудировать учебники и даже («ниможетбыть!») учить наизусть виды стихотворных размеров.
I. СЛОЖНЫЙ СПОСОБ
► Шаг 1: определяем стихи для проверки.
Стихотворение написано, и автор знает об основных стихотворных размерах.
В русском языке их девять (см. рис.). При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым).
В каждой точке таится движенье.
В каждом звуке – и слезы, и смех.
Как в победе есть миг пораженья
Или в святости спрятанный грех.
► Шаг 2: подчеркнем все гласные в строках (стихах) строфы и расставим все ударения (словесные):
В ка́ждой то́чке таи́тся движе́нье.
В ка́ждом зву́ке – и сле́зы, и сме́х.
Ка́к в побе́де е́сть ми́г пораже́нья
И́ли в свя́тости спря́танный гре́х.
► Шаг 3: делим стихи на слоги, ориентируясь на гласные:
В ка́ж / дой / то́ /чке / та /и́т /ся / дви /же́нь /е.
В ка́ж /дом / зву́ /ке / – и / сле́ /зы, / и / сме́х.
Ка́к / в по /бе́ /де / е́сть / ми́г / по /ра /же́нь /я,
И́ /ли / в свя́ /тос /ти / спря́ /тан /ный / гре́х.
► Шаг 4: посчитаем слоги в строках. Итак, у нас в первом стихе (строке) – 10 слогов, во второй – 9, в третьей – 10, в четвертой – 9. Оставляем выделенными только те гласные, которые звучат как ударные при чтении вслух (ритмические ударения).
10 В каж /дой / то́ /чке / та /и́т /ся / дви /же́нь /е.
9 В каж /дом / зву́ /ке / – и / сле́ /зы /, и / сме́х.
10 Как / в по /бе́ /де / есть / миг / по /ра /же́нь /я,
9 И́ /ли / в свя́ /тос /ти / спря́ /тан /ный / гре́х.
► Шаг 5: для простоты восприятия делаем схему строфы, деля наши безударные и ударные слоги на стопы (ориентируемся на ритмическое ударение):
— — —́ / — — —́ / — — —́ / —
— — —́ / — — —́ / — — —́
— — —́ / — — —́ / — — —́ / —
— — —́ / — — —́ / — — —́
Смотрим на рисунок основных размеров: опачки! Оказывается у меня тут анапест! Какое счастье! И если в одной из строк одна из стоп будет другой – это будет сразу заметно. При чтении (и в схемах) будет сбой.
Если вы еще не сошли с ума окончательно, или вам просто нечем заняться от безделья, или вы скрытый мазохист, можно проверить – не ошиблись ли вы.
II. МЕНЕЕ СЛОЖНЫЙ СПОСОБ
С него можно и начинать проверку.
► Шаг 1: делим стих на слоги, подчеркиваем и нумеруем все слоги с ритмическим ударением:
1 В каж /2 дой / 3 то́ /чке / та / 6 и́т /ся / дви / 9 же́нь /е.
В каж /дом / 3 зву́ /ке / – и / 6 сле́ /зы /, и / 9 сме́х.
► Шаг 2: выписываем номера построчно:
3, 6, 9
3, 6, 9
Гениально, это ритм анапеста! И во всей строфе так, и далее – во всех строфах стихотворения… Сбоя нет! По этому поводу стоит напиться ☺
III. ПРОСТОЙ СПОСОБ
Просто читаем (лучше – напеваем) строку, как считалочку, речитатив, загибая пальчики. Считаем количество слогов в каждой строке.
К***
Я помню чудное мгновенье: (9 слогов)
Передо мной явилась ты, (8)
Как мимолетное виденье, (9)
Как гений чистой красоты. (8)
В томленьях грусти безнадежной, (9)
В тревогах шумной суеты, (8)
Звучал мне долго голос нежный (9)
И снились милые черты. (8)
Если у вас во всех строфах сохраняется ритм первой строфы (количество слогов в каждой строке первой строфы и далее так во всех), то и с размеров все в порядке. Так ли уж важно, как он называется? Ну, у Пушкина ямб.
О чем нужно помнить
У вас может быть и нарушение размера (усечение стопы или увеличение на один слог). Это не страшно, если «рисунок» стиха повторяется во всех строках. Исключением может быть короткая последняя строка, замыкающая смысл.
Однако разнобой строк в первой строфе – это плохо. Если, скажем, у вас чередование, то количество слогов в 1-ой и 3-ей; во 2-ой и 4-ой должно совпадать. Разговор о чередовании еще впереди.
Вот как нарушает размер лишнее слово «нашем» и замена короткого глагола «есть» на слово из трех слогов «бывает»:
В каждой точке таится движенье. 10
В каждом нашем звуке – и слезы, и смех. 11
Как в победе бывает миг пораженья, 12
Или в святости спрятанный грех. 9
Отчасти стихотворение можно спасти, если сохранить этот разнобой в следующих строфах. Только зачем, если лучше сделать нормальный размер?
Вы спросите, а зачем я рассказал о сложных способах, если есть простой?
Дело в том, что простой способ не закрепляется как навык. То есть вам все время придется петь, считая слоги и записывая циферки.
А вот если вы пару раз повозитесь с ударениями, с определениями слогов, с записью стоп и прочим, то вскоре будете определять размер стиха, видеть изъяны на автомате.
Нормальный размер – не единственный признак хорошего стихотворения.
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.