Дзен-канал "Строительная техника и транспорт" продолжает знакомить своих читателей с тем, как в России обстоят дела с производством и импортом строительных и дорожных машин. Не так давно были опубликованы подробные статистические данные по экскаваторам, бульдозерам, автокранам, фронтальным погрузчикам и мини-погрузчикам с бортовым поворотом (см. ссылки в конце статьи). Теперь посмотрим, какова ситуация с гусеничными кранами: где мы были раньше и чего достигли теперь.
Гусеничные краны по сравнению с автомобильными традиционно занимают небольшой объем рынка. Если ежегодные продажи автокранов в России исчисляются тысячами, то гусеничных в год реализуется порядка 50-150 штук, включая технику отечественного производства, а также импортную – новую и бывшую в эксплуатации.
Кстати говоря, даже во времена СССР на один выпущенный гусеничный кран приходилось свыше 10 автомобильных. Так, в 80-е годы отечественные предприятия ежегодно производили порядка 1000 гусеничных машин и около 600-700 единиц импортировалось из Германской Демократической Республики, при этом автокранов собирали в пределах 20 тыс. единиц в год.
В последнее десятилетие, в период после 2013 года, рынок гусеничных кранов долгое время находился на неадекватно низком уровне, что было связано с застоем в российской экономике. Со 118 единиц суммарно произведенных отечественными предприятиями и импортированных кранов в 2013 году, емкость рынка в дальнейшем снизилась до 43 единиц в 2015-м. Вплоть до 2020 года объемы поставок были существенно ниже 100 единиц в год. В 2021-м наконец-то удалось преодолеть планку в сотню единиц, в совокупности было изготовлено и импортировано 118 кранов. Результат 2022-го составил 129 машин, а за первые три квартала 2023-го и вовсе установлен рекордный результат в 134 машины.
Что у нас с производством?
Относительно высокие показатели на российском рынке гусеничных кранов за последние три года достигнуты, увы, не благодаря отечественным предприятиям, а лишь за счет импорта. За последние 10 лет доля нашей техники снизилась с 45% до 8%. В 2013 году производство в России составило 54 крана – немыслимо высокая величина по нынешним меркам. После 2013-го темпы выпуска снизились примерно в 2-3 раза и держались до 2019 года на уровне 15-25 единиц в год. В дальнейшем производство стало фактически единичным. Так, в 2020-м было изготовлено только 6 кранов, в 2021-м – 7, в 2022-м – 6. Лишь в 2023-м ситуация оказалась несколько лучше предыдущих лет: за I-III кварталы удалось собрать 11 кранов.
В качестве одного из основных факторов утраты собственных позиций на национальном рынке представители российских краностроительных заводов отмечают неравные конкурентные условия с китайскими производителями. Гусеничные краны из Поднебесной продаются в России при прочих равных условиях дешевле отечественных, порой ниже стоимости материалов и компонентов, из которых они изготовлены. По мнению отечественных отраслевых специалистов, такой уровень цен возможен только при наличии субсидирования китайским правительством компаний, экспортирующих свою продукцию в Россию.
В этой связи хотелось бы хотелось бы, чтоб российское правительство обратило внимание на сложившийся на рынке дисбаланс и приняло протекционистские меры в отношении отечественных производителей.
Еще одной из причин падения спроса на отечественные гусеничные краны является ассортимент, ограниченный моделями малой и средней грузоподъемности (25-100 т), при том что уже многие годы значительный объем продаж в России приходится на тяжелую и сверхтяжелую импортную технику грузоподъемностью свыше 100 т. Кроме того, ощущается конкуренция со стороны российских ремонтных предприятий, предлагающих восстановленные краны серий ДЭК, МКГ, СКГ, МКГС, RDK, выпущенные во времена Советского Союза.
Как уже было отмечено выше, на сегодняшний день от прежних масштабов производства отечественных гусеничных кранов не осталось и следа. В период с конца 1990-х по середину 2010-х годов ряд предприятий прекратил свое существование либо сменил профиль деятельности. В их числе Чебаркульский ремонтно-механический завод (выпускал краны серии МКГ грузоподъемностью 25 и 40 т), Раменский механический завод (выпускал краны серии СКГ грузоподъемностью 50 и 63/100 т) и Ульяновский механический завод № 2 (выпускал краны серии МКГС грузоподъемностью 32 и 100 т).
Из "старой гвардии" в строю остался лишь Челябинский механический завод (ЧМЗ), выпускающий гусеничные краны с 1956 года. На рубеже 2000-2010-х годов Клинцовский автокрановый завод (КАЗ), специализирующийся на производстве автомобильных кранов более 60 лет, также пополнил свою программу гусеничной техникой. А вот ивановский завод "Автокран", дебютировавший в 2009 году с гусеничным 50-тонным краном ДГК-50.1 с решетчатой стрелой, в итоге так и не освоил новое направление. Помимо этого в Иваново планировали выпускать еще и 100-тонный "Ивановец" ДГК-100.1 с телескопической стрелой.
Челябинский механический завод во времена СССР производил до 400 кранов в год. В постсоветский период по причине резкого снижения спроса на гусеничную технику был освоен выпуск автомобильных кранов. За последние 10 лет пик производства пришелся на 2013 год, когда завод изготовил 42 крана. К сожалению, в последующие годы производство существенно снизилось, вернуться к прежним позициям так и не удалось. Лишь в 2018-2019 годах предприятие смогло нарастить годовые объемы до более чем 20 кранов. А далее последовал многократный спад: в 2020 году было собрано 4 крана, в 2021-м – 2, в 2022-м – 5 и лишь I-III кварталах 2023-го выпуск подрос до 8 кранов.
В производственной программе ЧМЗ 9 моделей гусеничных кранов с решетчатой стрелой грузоподъемностью 25, 32, 36, 40, 50, 63, 80 (две модели) и 100 т. В основном – это техника нового поколения. В то же время до сих пор выпускаются краны родом из СССР – ДЭК-251 грузоподъемностью 25 т и ДЭК-631А грузоподъемностью 63 т. Челябинское предприятие, как и прежде, остается приверженцем дизель-электрического привода, считая его наиболее приспособленным для эксплуатации в условиях холодного климата.
Клинцовский автокрановый завод полтора десятилетия назад приступил к освоению серийного производства гусеничных кранов RDK-36 с дизель-гидравлическим приводом и решетчатой стрелой грузоподъемностью 36 т. В дальнейшем предприятие наладило выпуск дизель-гидравлических кранов с решетчатой стрелой грузоподъемностью 40 и 55 т, а также 50-тонных с телескопической стрелой. Наиболее высокие объемы выпуска гусеничных кранов "Клинцы" были отмечены в 2013, 2014 и 2015 годах, соответственно, 8, 9 и 7 единиц. В 2017, 2018 и 2020 годах выпуск не превышал 2-3 единиц в год. В 2016-м и 2019-м не было собрано ни одного крана. В 2021 году объемы достигли 5 единиц, в 2022-м – 1 ед., в январе-сентябре 2023-го – 3 ед.
Что с импортом?
Год за годом зарубежные производители гусеничных кранов постепенно выдавливают российские бренды. Так, в 2013 году новой импортной технике принадлежало 37% российского рынка, а по состоянию на I-III кварталы 2023-го за ней был уже 91%. Долгое время объемы поставок из-за рубежа не превышали 20-50 единиц в год. Однако за последние три года отмечается взрывной рост импорта. Так, в 2021 году было ввезено 100 кранов, в 2022-м – 121, а за первые 3 квартала 2023-го – 122.
Сегмент новых гусеничных кранов за последние полтора десятилетия неуклонно китаизировался. Этот процесс начался во второй половине 2000-х годов с первых единичных поставок из КНР. Российские эксплуатирующие организации долгое время присматривались к незнакомой технике, сопоставляя ее цену, качество и технические возможности. В итоге за прошедшие годы китайцы смогли подтянуть и качественную, и техническую составляющую своих кранов, став серьезным конкурентом европейским, американским и японским брендам. С 2010 по 2021 год доля "китайцев" в структуре новых импортных гусеничных кранов выросла с 14% до 80%. В связи с началом СВО в феврале 2022 года и последовавшим уходом из России некитайских компаний, доля техники из КНР ожидаемо выросла: в 2022 году – до 98%, а в I-III кварталах 2023-го – до 100%.
Среди китайских компаний за последние три года наиболее высокую динамику демонстрирует XCMG. В 2021 году задекларировано 27 кранов этой марки (в 2,5 раза больше, чем годом ранее), в 2022-м – 41, в январе-сентябре 2023-го – 59. По представленным в сети данным российских дилеров XCMG, потребителям предлагается 24 модели кранов с решетчатой стрелой грузоподъемностью от 55 до 3600 т и 7 моделей с телескопической стрелой грузоподъемностью от 25 до 220 т.
Значительный объем ввезенных гусеничных кранов за прошедшие три года отмечен у Sany. В 2021 году импортировано 38 кранов этой марки (в 2,5 раза больше, чем в 2020-м), в 2022-м – 46, в I-III кварталах 2023-го – 25. На сайтах российских дилеров компании представлено 37 моделей с решетчатой стрелой грузоподъемностью от 45 до 2200 т, а также 12 моделей с телескопической стрелой грузоподъемностью от 25 до 250 т.
Существенно наращивает объемы поставок гусеничных кранов в нашу страну Zoomlion. Прежде преимущественно к нам ввозились автокраны, а вот гусеничных были единицы. Однако за последние четыре года отмечается рост импорта гусеничной техники. В 2020 году было задекларировано 11 кранов (5,5-кратный рост по сравнению с 2019-м), в 2021-м – 15, в 2022-м – 32, в январе-сентябре 2023-го – 35. На российском рынке у Zoomlion заявлена 21 модель с решетчатой стрелой грузоподъемностью от 55 до 2000 тонн.
Кроме упомянутых трех лидирующих брендов в небольших количествах в Россию эпизодически поставляются китайские краны Fuwa. За период с 2019 года по I-III кварталы 2023-го было импортировано 5 кранов этой марки.
До февральских событий 2022 года основными игроками в некитайском сегменте гусеничных кранов были известные мировые бренды – Liebherr, Kobelco, Sennebogen и Sumitomo. Кроме того, время от времени в таможенной статистике отмечались такие марки как Terex, Manitowoc и ряд других. Неизменным лидером поставок традиционно был Liebherr. До недавних пор этот производитель предлагал на российском рынке один из наиболее широких модельных рядов гусеничных кранов с решетчатой стрелой грузоподъемностью от 100 до 3000 т и с телескопической стрелой грузоподъемностью от 42 до 220 т. С 2022 года поставки "недружественных" кранов прекратились.
Импорт бывших в эксплуатации гусеничных кранов не является доминирующим. Максимум за последние 10 лет был отмечен в 2018 году – 22 единицы, минимум – в 2022-м: 2 единицы. За январь-сентябрь 2023 года ввезена одна машина.
Обещанные ссылки на статистику по бульдозерам, погрузчикам, экскаваторам и автокранам:
Автор статьи выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО "Айди-маркетинг" (www.id-marketing.ru).
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!