Найти тему

Ломоносов. ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА. О жизни детей в отдельно взятом советском детском саду

Оглавление
Вид с Алесандровской улицы на здание Дома детского творчества, в котором в 20 веке располагался детский сад № 5  /фото с сайта citywalls, автор Виктор М, 15.03.2012/
Вид с Алесандровской улицы на здание Дома детского творчества, в котором в 20 веке располагался детский сад № 5 /фото с сайта citywalls, автор Виктор М, 15.03.2012/

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

Предыдущие главы:

ЛОМОНОСОВ. ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА

ПЕРВЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ

Ароматы «Пятого» садика и его планировка

Заканчивается Манежная улица у здания бывшего детского сада, который расположен на пересечении с Александровской улицей в самом её начале. Когда-то очень давно, в прошлом веке, это был мой детский садик под номером 5 или просто – «Пятый». Двухэтажное здание жёлтого цвета располагается у самого входа в парк, а потому всегда оказывается на пути туда и, раз за разом, волнительно напоминает о детстве. Удивляюсь, сколько в памяти ярких детских воспоминаний! А ведь о том, что происходило за этими стенами, мне точно не мог рассказать никто! Но возникают иногда вдруг картинки из детской жизни в деталях и в эмоциях. И даже запахи сохранились!

Входили в здание через единственный вход с Александровской улицы. Тогда она называлась улицей Красных Партизан. Детские шкафчики с картинками стояли прямо у входа. Вдоль них тянулись низкие лавочки. Войдя через двойную дверь, открыть которую было не по силам малышам, с детей снимали верхнюю одежду и разводили по группам. Мне достались группы по правую сторону от входа: младшая была на первом этаже, старшая – на втором. Про среднюю и подготовительную не помню. Вероятно, они были там же. Скорее всего, воспитатели, работавшие с одной стороны здания, набирали новую группу, вели её пару лет, а затем передавали на второй этаж. На следующий год новых малышей набирали воспитатели, работавшие с другой стороны здания. В итоге, как и положено, одновременно в саду работали четыре группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная.

Вход в здание етского сада с Александровской улицы. Справа - окна младшей и средней группы /фото из личного архива/
Вход в здание етского сада с Александровской улицы. Справа - окна младшей и средней группы /фото из личного архива/

Запах еды ударял в нос, как только посетитель переступал порог садика. Мне всегда «невкусно пахло» – то пригоревшей кашей и молоком с пенками, то кислыми щами, то ненавистными тушёными овощами! Кухня, вероятно, располагалась в центральной части здания за стеной, отделявшей вестибюль со шкафчиками.

К запаху еды примешивался ещё какой-то неприятный запах. Думаю – дезинфицирующих средств. Никаких отдушек в них тогда не добавляли, а для поддержания чистоты повсеместно использовались хлорка с карболкой. Удивительно, пройдут годы, и подобный запах в общественных помещениях (в больницах, школах) долго будет вызывать трогательные ностальгические воспоминания из детства, пока не исчезнет из нашей жизни навсегда и останется только в памяти.

Из вестибюля по коридорам попадали в группы. Они располагались справа и слева от него на двух этажах. Группы были просторные и светлые. Ну, по крайней мере, такими они мне тогда казались. Окна тянулись вдоль главного фасада. Входная дверь была в углу, напротив неё до самых окон стояли столики. В другом углу находилась дверь в спальню. Она примыкала к помещению группы, и её окна выходили на другую сторону, во двор. Двери рядом со спальней вели в хозяйственные помещения. Они располагались с торца здания. В одном из них был детский туалет, а в другом – место, где хозяйничала нянечка. А между этой стеной и столиками – большое открытое пространство для игр. Все четыре группы были абсолютно одинаковые. На втором этаже, над кухней, располагался общий музыкальный зал, попасть в который можно было с двух сторон. Такая вот нехитрая, но очень продуманная планировка. Всем удобно, и никаких переходов по длинным коридорам! Не заблудишься!

«Детская работа»

Садик забирал детей у родителей на время их работы. По сути, это была «детская работа», а значит – не пустое время препровождения. Садики должны были обеспечить обучение детей необходимым жизненным навыкам, а также «основам морали советского человека». А это – послушание, умение дружить и жить в коллективе, помогать старшим. И если сегодня в детских дошкольных учреждениях приветствуется лозунг «каждый ребенок – индивидуальность», в советских садиках было нормой «быть как все». Это я сегодня готова рассуждать, плохо это или хорошо, а тогда это было так естественно! Так надо! Но те воспоминания, которые сохранились о садике моего детства, вопреки всем приобретенным ныне знаниям о детской психологии, упорно склоняют на сторону советского садика, потому что там было здорово!

Закулисье детского сада

Как протекала жизнь в советском садике? Игры, занятия, детские утренники, прогулки! Всё как положено, в режиме и по расписанию! День начинался с зарядки. Колготок тогда не было, трикотажных штанишек тоже. Все советские дети, и мальчики, и девочки, носили коричневого цвета трикотажные чулки, которые пристегивались резинками к лифчику. Лифчик одевался на маечку и застегивался на пуговицы. Широкие резинки болтались снизу. Сегодня, глядя на детей, которые не умеют завязывать шнурки, мне трудно представить, как пятилетние дети справлялись с этим мудрёным приспособлением. Однако проблемой это точно не было!

Так вот с этих самых чулок начинался день в садике. Их надо было отстегнуть от лифчика и скрутить аккуратненьким роликом, чтобы из них получились носочки. После этого нас строили друг за другом, и мы шли в зал. По окончании зарядки садились завтракать. Каша уже была разложена по тарелкам. Нас приучали хозяйничать. Дежурным выдавали белые передники, и они помогали нянечке расставлять и убирать посуду. Теперь это называется – «эксплуатация детского труда».

Те же столы использовались для занятий! Уроки рисования, аппликации и лепки научили руки слушаться, а голову быть внимательной. Так просто – повторяй действие за действием воспитателя, и вот уже на бумаге появляется дерево с листьями или солнышко, а из кружочков, треугольников и квадратиков получается снеговик или деревенский домик! Эти навыки и примитивные приёмы пригодились, когда росли мои дети.

Регулярными и любимыми были музыкальные занятия. Мы не только пели хором, но ещё играли на народных музыкальных инструментах. Мне достался ксилофон. Он представлял собой прикреплённые к деревянным рейкам металлические пластины, по которым нужно было ударять молоточками. Другие дети стучали ложками, трясли бубнами и, кажется, даже играли на балалайках. Не могу сказать, что мне нравился доставшийся мне инструмент, но я послушно ударяла в такт звучания мелодии. И хотя похвастаться музыкальными способностями никогда не могла, осознание своей роли и места в многозвучном коллективе, возможно, пришло ещё в детском саду.

На празднике в музыкальном зале. За всем наблюдает заведующая. Мы её знали и любили, потому что она любила нас /фото из семейного архива/
На празднике в музыкальном зале. За всем наблюдает заведующая. Мы её знали и любили, потому что она любила нас /фото из семейного архива/

Но гораздо больше мне нравилось танцевать. Запомнилась полька под песенку:

Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают, раз, два, три!
Мишке весело, очень весело,
Вертит Мишенька головой;
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!

Ах, как же мне нравилось, топать, звонко хлопать и в паре с кавалером двигаться по кругу зала! Почему-то сегодня эту милую песенку никто не вспоминает.

Всё для здоровья

Но, всё же, главный акцент в детском саду был на здоровье детей. А потому приоритетным занятием были прогулки на свежем воздухе. Нас обычно водили на прогулки в парк. Летом мы бегали по лужайкам в белых маечках и панамках (они тогда были у всех одинаковыми)! Трава была высокая, в ней – цветочки, бабочки, жучки! Всё это становилось декорацией детских игр и поводом для фантазий. Из цветов плели венки, из земляники, которая тогда ещё росла в парке, делали «бусы», нанизывая ягоды на травинку. А потом, зажмурив от удовольствия глаза, снимали ароматные ягоды губами! Божьих коровок отыскивали в траве, клали на ладошку и приговаривали:

– Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают конфетки!

Это был наш детский мир, в котором о взрослых мы забывали, пока они не напоминали о себе каким-нибудь окриком, означавшим, что кто-то что-то делает не то!

Вид на территорию детского сада с Манежной улицей. Здесь когда-то была детская площадка садика, где я любила гулять /фото из личного архива/
Вид на территорию детского сада с Манежной улицей. Здесь когда-то была детская площадка садика, где я любила гулять /фото из личного архива/

Но на площадке во дворе садика было интересней. Там была карусель, которую надо было раскручивать. Подобные карусели сегодня в каждом дворе, а тогда были только в нашем саду. Были всегда любимые малышнёй качели. В маленьких деревянных домиках в дочки-матери было играть удобнее, чем в парке между деревьями. Конечно, были песочницы, в которых мы пекли пироги, просеивая «муку» через сито! Но и в этом дворе нас продолжали оздоравливать. В круглой чаше из гипса бил фонтанчик. В хорошую погоду нас сажали вокруг, и воспитательница поливала детские ножки из лейки. Эта закаливающая процедура была забавной! Я замирала в ожидании своей порции «дождика», а потом от души визжала, включаясь во всеобщее веселье!

Даже неприятная оздоровительная процедура в советском детском саду была похожа на игру. Всем детям тогда давали рыбий жир. Он был ужасно противный, но взрослые превратили процедуру в настоящую церемонию. Нам раздавали большие ложки, с которыми мы становились друг за другом. Воспитательница наливала рыбий жир из бутылки по очереди. Если зажмуриться и быстро проглотить его, то можно было и потерпеть, а бонусом становился кусочек подсоленного хлеба. Его, соблюдая очередь, брали с подноса, который держала стоявшая рядом с воспитательницей нянечка. И хоть я терпеть не могла рыбий жир, воспитанная в строгих правилах: «делай как все», терпеливо соблюдала правила игры. Но, конечно, больше мне нравился другой оздоровительный напиток – сироп шиповника. Его разливали с теми же церемониями, только без хлеба. Он был вкусным и поощрения не требовал.

Неудачный эксперимент

Наш садик был круглосуточный. Такие садики позволяли родителям спокойно работать посменно. Мои родители работали без смен, а я попала в этот сад, потому что в других садиках, как обычно, не было мест. К тому же, он располагался рядом с работой родителей. Они же работали во дворце Меншикова, в котором тогда не было музея, а размещался секретный «почтовый ящик». Когда я подросла и узнала, что мой садик круглосуточный, стало любопытно попробовать, что это такое! Особенно после того, как подружки уже оставались на ночь и пересказывали потом рассказанную нянечкой «страшную» сказку, или делились, как ночью, лёжа в кроватках, они долго не спали и секретничали!

Однажды я попросила родителей не забирать меня вечером. Сначала было всё интересно и как-то по-домашнему. Детей, оставленных на ночь, собрали в одной группе со всего садика. Нас было совсем немного, человек семь. Мы долго играли с игрушками, на которые в расписании детсада оставалось обычно мало времени, потом смотрели диафильмы и пили чай с печеньем и чёрным хлебом. А когда пришло время спать в тёмной спальне, стало грустно и одиноко! И хотя на эксперимент я пошла добровольно и сознательно, он явно не удался. Мне было так жалко себя! Поревела тихонько, потом повыла погромче! Кажется, сочувствия не вызвала. Больше не экспериментировала и добровольцем без надобности не становилась и в будущем! На всякий случай!

В части здания, которую обшили со двора сайдингом, располагалась спальня /фото из личного архива/
В части здания, которую обшили со двора сайдингом, располагалась спальня /фото из личного архива/

Проблемный беспроблемный ребёнок

Девочкой я была послушной, прилежно старалась выполнять всё, что требовали и чему учили, а потому была почти беспроблемным ребенком! Вот только накормить меня было непросто! Ела я, как и подобало обычной советской девочке, очень плохо! У родителей и воспитателей это называлось: «Не ест вообще»!

Эту проблему иногда удавалось решать без участия взрослых. Со мной за столом сидел мальчик, который всегда ел с аппетитом. С ним у меня была договорённость. Он вылавливал мясо из моей тарелки с супом, бесцеремонно запуская туда руку! Сделать это надо было незаметно, потому что я всё время оставалась под надзором воспитателей, которые боялись, что я останусь голодной, и бдительно старались меня накормить!

Однажды меня не выпускали из-за стола после обеда, пока я «не съем всю печёнку». Я очень старалась, а она никак не глоталась! Все уже лежали в спальне в своих кроватках, а я заливалась слезами над своей тарелкой! То ли сердце воспитательницы не выдержало, то ли её терпение лопнуло, но, в конце концов, меня «выгнали» из-за стола. И я, с куском «резиновой» печёнки за щекой, всхлипывая, побрела в спальню. Там меня поджидал не спящий в соседней кровати Вовка! Вот он мне и посочувствовал! Поддержка оказалась своевременной и такой приятной!

Частная детская жизнь

И всё же, хоть жизнь в саду протекала по расписанию и под неусыпным надзором взрослых, была у детей и частная жизнь. Самое интересное происходило именно там. Первая дружба, первая любовь, первые разочарования и первые уроки жизни – всё это дети познавали в саду. Впрочем, вряд ли этим можно кого-то удивить. Эти первые детские эмоции неподвластны ни времени, ни общественному строю, ни контролю взрослых. Это – наше сокровенное, наш первый бесценный личный опыт общения!

Был в саду симпатичный мальчик по имени Серёжа. Почему он мне нравился? Он явно оказывал мне знаки внимания и выделял среди других девочек. Это оказалось очень приятно, и мне всё время хотелось ему нравиться! Постепенно это наше обоюдное внимание друг к другу стало всеобщим достоянием! Дразнилки вроде «жених и невеста» появятся в моей жизни позже, а тогда в детском саду к нашей симпатии отнеслись с пониманием. Нас просто однажды «поженили».

Это случилось, кажется, осенью. Было прохладно. Мы, как обычно, парами дошли до дворца Петра 3 в парке, воспитатели устроились на скамейке, стоявшей на аллее, а мы разбрелись вокруг. Не помню, кому и как пришла в голову идея «сыграть свадьбу» и в чём конкретно это выражалось. Мы с Серёжкой, держась за руки, зачем-то ритуально ходили межу четырьмя деревьями, растущими рядом, потом были поставлены в центре, а импровизированные гости стояли вокруг. Потом, наверное, был праздничный обед! Вероятно, планировались танцы, но время прогулки подошло к концу, и свадьба прервалась. Правда, до конца дня мы с Серёжкой оставались в центре внимания «посвящённых», и все многозначительно переглядывались. А назавтра всё было как обычно!

Где-то там, за этим раскидистым дубом и находились те четыре дерева, в которых совершился мой первый в жизни свадебный обряд /фото из личного архива/
Где-то там, за этим раскидистым дубом и находились те четыре дерева, в которых совершился мой первый в жизни свадебный обряд /фото из личного архива/

Об этом событии напоминают старые деревья в парке, которые я каждый раз, оказываясь в этом месте, стараюсь найти, да старая фотография, на которой Сережка сидит рядом, как бы невзначай положив мне руку на плечо. А я, как бы невзначай, не заметила! Похоже, девочки кокетками не становятся, они кокетками рождаются!

Первые уроки жизни

«Жизнь научила!» Кто не восклицал так, то ли гордясь жизненным опытом, то ли жалуясь на жизненные обстоятельства! Мои первые уроки жизни начались в детском садике и происходили без всякого участия взрослых. Я оказывалась в неприятных ситуациях и сама искала из них выход. Вот парочка таких примеров.

Моя мама с Донбасса. Как известно, «хохлятский говорок» имеет своеобразный, выразительный звук «Г», нечто среднее между звуками «Г» и «Х»! Эта «Г» всегда выдавала выходцев с Украины! К бабушке на Донбас я ездила каждое лето, и, видимо, по возвращении домой с удовольствием «гэкала». И вот однажды в детском садике один мальчик засмеялся и передразнил меня:

– Она «Г» говорит!

Мне стало стыдно. И тогда я решила, что эта украинская «Г» – «неприличная» буква, и от неё надо избавиться. Никто не знал об этом. А я просто стала следить за своей буквой «Г». И очень скоро у меня получилось! Вряд ли взрослым удалось бы так быстро научить меня этому нравоучениями и методом долгих объяснений!

Ещё один отличный урок на всю жизнь я получила здесь же. Однажды ко мне приставал мальчик (уж не помню, в чем это выражалось!), а я, не сумев разобраться самостоятельно, видимо, привлекла к этому «безобразию» внимание взрослых. Наябедничала, короче (фу, какая противная!) Мальчика поставили в угол и наказали, не взяв на музыкальное занятие! Когда мы парами выходили из группы, проходя мимо мальчика в углу, «хорошая девочка» ядовито заметила:

– Вот так-то, Юрочка! Лучше себя вести надо!

А это я на Новогоднем празднике. "Хорошая девочка" в платье из марли и сшитых мамой тапочках /фото из семейного архива/
А это я на Новогоднем празднике. "Хорошая девочка" в платье из марли и сшитых мамой тапочках /фото из семейного архива/

Прошло немного времени, и «хорошая девочка» тоже оказалась в углу. Так случается! И даже помогает хорошим девочкам становиться ещё лучше! Юрочка подошёл ко мне и победоносно заявил:

– Вот так-то, Ларочка! Лучше себя вести надо!

Какой же жуткий стыд я тогда испытала! Между мной и этим мальчиком не было взрослых со своими нудными нравоучениями, и с ним мы никогда после никаких отношений не выясняли, но из этих двух углов я вынесла на всю жизнь главное правило: «Никогда не злорадствуй! И никогда не поступай с другими так, как не хотела бы, чтобы поступили с тобой!»

Вот такая она, детсадовская жизнь! Переосмысливая прошлое и мысленно возвращаясь в этот детский сад на углу Манежной улицы, я всё больше понимаю, что учиться жить в обществе человек начинает намного раньше, чем нам кажется. И взрослые обязательно должны предоставить детям возможность общаться друг с другом без их участия. Не надо кидаться решать возникающие при этом проблемы. Иногда надо держать себя в руках и давать детям возможность самим с ними разбираться. Оценивая высказанную мысль с позиции бабушки, могу сказать, что это – проблема.

На этом, пожалуй, я вынырну из воспоминаний и закончу продолжительную прогулку по короткой Манежной улице. Кто путешествует по городу со мной и ещё не утомился, помнит, что сюда я попала, следуя за планом Екатерины 2 создать в верхней части за усадебным парком городской центр Ораниенбаума, объявленного ею в 1780 году городом. Планам этим не удалось сбыться. И ещё при Екатерине территория вдоль парка была отдана военным, оставаясь в их распоряжении на долгие годы. А город продолжал развиваться в нижней его части. Вот теперь, чтобы продолжить знакомиться с его историей, предстоит снова спуститься вниз. Но уж коль я гуляю не только во времени, но и в пространстве, я вернусь на перепутье у церкви, пройдя по соседней улице, параллельной Манежной. Удастся ли там отыскать фрагменты истории?

Продолжение здесь:

А начало книги здесь:

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!