Недавно сделал я интересную покупку – приобрёл на аукционе торгсиновский чек. Напомню – Всесоюзное объединение Торгсин было создано изначально для торговли с иностранцами, отсюда и название. За валюту иностранные граждане могли приобрести антиквариат, произведения искусства, меха, а также русские деликатесы – икру, осетрину, алкогольную продукцию. С 1931 года советский человек также мог приобретать товары в Торгсине, но за валюту. В уплату принимали монеты царской чеканки и золото в изделиях, а чуть позже принимать стали практически всё – золото, серебро, платину, драгоценные камни и культурные ценности. Исключение составляла церковная утварь, которая была объявлена собственностью государства, а также советские серебряные рубли и полтинники.
Казалось бы – в стране в обращении находится советский рубль, где чёрным по белому написано: «Государственные казначейские билеты обязательны к приему на всей территории Союза Советских Социалистических Республик во все платежи для всех учреждений, предприятий и лиц по золотой нарицательной стоимости». Затем слово «золотой» убрали, добавили слова об обеспечении «всем достоянием Союза ССР», но сути это не меняет – с советским рублём советского же гражданина и на порог Торгсина не пустили бы.
Объяснялось это просто – для проведения индустриализации стране требовалось золото и иностранная валюта, за границей советский рубль никому нужен не был и никакой ценности не представлял. В магазинах были пустые полки, а то что было в продаже, отпускалось по карточкам, добавьте ещё сюда голод 1933 года и вот результат – люди за еду понесли своё последнее золото. Зерно, между прочим, продолжало вывозиться за границу и во время голода – ещё бы такой источник валюты! Но была поставлена ЦЕЛЬ – индустриализация, а люди были лишь СРЕДСТВОМ для достижения этой цели.
Интересно то, что до октябрьского переворота 1917 года в Российской Империи тоже шла индустриализация. Но шла она, по сравнению со сталинской, тихо и спокойно – строились новые заводы и фабрики, открывались новые предприятия. Развитие индустрии не прекращалось даже во время войны, правда, приобрело оно более узкую направленность – автомобилестроение и химическая промышленность. Не всё, конечно, было так радужно, один Ленский расстрел чего стоит, но нужно отметить, что труд заключённых, как при коммунистах, никто не использовал, золото никто ни у кого не отбирал, а крестьяне вообще были свободными людьми и жили за счёт своего труда, особо ни на кого не рассчитывая и не спрашивая, когда им пахать или сеять. Около половины всех заводов и фабрик в стране было построено ещё при царе – коммунисты просто переоснастили их по современным требованиям там, где это было нужно, и, естественно, переименовали.
Сталинскому СССР с его неэффективной плановой экономикой и низкой производительностью труда пришлось обдирать свой собственный народ до нитки, чтобы добиться цели. В Российской Империи было проще – рубль был стабильной валютой и его принимали во всём мире.
Конечно, индустриализацию проводить было нужно, спору нет – а почему страна так сильно отстала от остального мира, вот в чём вопрос. Помните поговорку про то, как Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой? Полностью согласен про соху – от Ленина именно так Сталин и принял Россию. Чем занимались Ленин и его банда? Пытались удержать власть любой ценой, потом её делили и одновременно развалили всё, что можно было развалить – армию, экономику, финансы, промышленность и сельское хозяйство.
Теперь о Торгсине. Чтобы что-то приобрести, человек приносил золото, оценщик оценивал, и человек получал товарные ордера или чуть позже заборные книжки. Отовариваться можно было только в том магазине, куда сдавались ценности, а заборные книжки имели ещё и ограничения по времени. Отдельно хочется сказать про приёмщиков-оценщиков. Если в столице и крупных городах работали квалифицированные специалисты, то на периферии творилось чёрт знает что. Из-за хронической нехватки кадров оценщиками работали в лучшем случае часовщики и зубные техники, а в некоторых магазинах директор был и руководителем, и приёмщиком, и продавцом одновременно. Часто оценка шла на глаз с уменьшением стоимости (естественно, в пользу государства), на переплавку по весу шли нумизматические редкости, из украшений варварским способом выковыривались камни.
Теперь вернёмся к моему чеку. Выписан чек 17 сентября, а вот год не совсем видно, вроде бы 1934. На чеке стоит торгсиновский штамп универмага в городе Менске (Минске). Этот универмаг был открыт весной 1932 года, а закрыт во второй половине 1935 года, значит и чек может быть датирован этими годами. Выписан чек в отделе обуви (надпись в верхнем левом углу) на туфли серые, правда, непонятно, мужские это или женские. Рядом цена – 4 р. 75, то есть 4 рубля 75 копеек.
Вот здесь сталинисты и подняли бы крик – смотрите, при средней зарплате того времени в 120-150 рублей туфли стоят всего четыре семьдесят пять! И началось бы: великий Сталин, рай для рабочих, а я либерал и статья заказная.
Да, действительно, цена – 4 рубля 75 копеек, написано же чёрным по белому, да, зарплата 150 рублей, но не всё так просто, как кажется. Но, так как в СССР вся пропаганда, все лозунги, все декларируемые принципы были лживы от начала и до конца, то в стране всё было поставлено с ног на голову. Дело в том, что 4-75 это цена не в советских рублях, я сейчас расскажу, что это за цена.
За грамм золота в Торгсине населению давали 1 рубль 29 копеек – такой был установлен официальный курс. Но всё дело в том, что это были «торгсиновские» рубли, привязанные к золотому царскому рублю и содержащие 0,77 грамма золота (округлённо). Если человек приносил условно 10 грамм золота, то ордеров получал на сумму 12 рублей 90 копеек. Чтобы увязать «торгсиновский» рубль с советским был установлен официальный курс: 6-60 советскими за 1 «торгсиновский». Получаем, что при зарплате в 150 рублей туфли стоили 4,75(цена в чеке)*6,6(коэффициент перевода в советские рубли)=31 рубль 35 копеек. Скажем так – недёшево.
Но и это ещё не всё. Так как официальный курс в 6 руб 60 коп ничего не имел общего с действительностью, рынок исправил эту ошибку – перекупщики давали за 1 «торгсиновский» рубль в 2, а то и в 3 раза больше! Во времена голода цена поднималась даже до 60 рублей! Ну, в крайности бросаться не будем, пересчитаем по курсу чёрного рынка в лучшие времена: 4,75*6,6*2=62 рубля 70 копеек советскими, то есть на зарплату советский труженик мог купить 2 пары туфель. А я ещё удивлялся в своё время – почему это в те времена премии выдавались сапогами или отрезами материи. Оказывается, был страшный дефицит всего и вся, и советские деньги особой ценности не имели даже внутри страны.
Вот так на примере одного пожелтевшего чека можно увидеть, как советские «вожди» заботились о своём народе.