Найти тему

Юлия КОСТЯКОВА: «Главное — найти свое направление в науке»

Ежегодно 8 февраля научное сообщество страны отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки, учрежденный указом Президента РФ в 1999 году. В Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова обучается много молодых исследователей, а помогают им совершать открытия опытные педагоги и научные руководители. Юлия КОСТЯКОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики ХГУ и научный руководитель с большим стажем поделилась своей историей освоения научного пространства.

Юлия Борисовна, с чего начался ваш путь в научную деятельность? Какова сфера ваших интересов?

— С самого детства меня привлекала история. Возможно, впоследствии мою заинтересованность усилили лекции по истории отечественной журналистики, которые нам читали профессора, авторы академических учебников и толстенных научных монографий. Продолжением стала детская викторина «Пятнашки», которую я вела на радио в течение пяти лет, если не больше. Она была посвящена Хакасии, ее культуре, природе, традициям. Немало было и выпусков, посвященных истории. А когда начала преподавать в ХГУ, интерес к истории усилился и сделал ее одним из основных видов деятельности. Потому что невозможно полноценно вести занятия, давать студентам полезную, а самое главное — профессионально ориентированную, информацию, если сама не занимаешься исследовательской деятельностью. Кроме того, занятия наукой дают новый опыт и навыки, формируют собственный взгляд на прошлое, настоящее и будущее, помогают определять причины и следствия, восстанавливать биографии людей и картины событий.

Почему выбрали именно это научное направление?

— При поступлении в аспирантуру передо мной встал выбор — филология, культурология или история. Выбрала последнее. Но впоследствии возник вопрос — а что именно изучать? Я долго искала информацию в различных источниках, интересовалась мнением коллег, изучала литературу, хранящуюся в библиотеках. И оказалось, что по истории СМИ Хакасии практически ничего нет. Конечно, это не «белое пятно» прошлого, но не было научных публикаций и монографий по этой теме, только юбилейные статьи в газетах, редкие мемуары журналистов-ветеранов и профессиональные байки коллег. Так что для выбора появились три веских аргумента: желание быть первой в этой теме; личный интерес к профессии журналиста и профессиональный опыт; ну, и третье — ощущение необходимости выполнить долг перед теми, кто создавал традиции журналистики в Хакасии.

Кто был вашим первым научным руководителем? Какие его качества являются для вас ценными до сих пор?

— У того, кто занимается наукой, всегда много учителей. Это авторы статей и книг, которые изучаешь и на которых учишься сам. Те, кто дает мудрые советы и критикует твое научное творчество. Но своим первым и единственным научным руководителем я считаю Надежду Яковлевну Артамонову — доктора исторических наук, профессора кафедры истории, заслуженного работника высшей школы Республики Хакасия. Она мудрый учитель, талантливый педагог и надежный друг, который не бросит в трудную минуту, не испугается неприятностей и поддержит всегда и во всем.

На ваш взгляд, можно ли первого научного руководителя сравнить с первым учителем? Как вы считаете, уместно ли сказать «мой первый научный руководитель»?

— Я считаю, что сравнивать учителя и научного руководителя нельзя. Задача учителя — давать знания, контролировать успеваемость и оценивать успехи или неудачи. Научный руководитель — это человек, который, как лоцман, выводит твое весьма ненадежное и примитивное суденышко в океан науки, указывает пути, по которым можно двигаться дальше, поддерживает, делится опытом как коллега и друг. Но дальше «по морям, по волнам» науки плывешь уже самостоятельно.

По вашему мнению, какой он, идеальный научный руководитель?

— Лично для меня — это человек, который не станет ругать и стоять на своем, если у подопечного появятся новые интересы и темы. Я из темы истории периодически «забредала» в философию, филологию, культурологию и разные направления исторической науки. Надежда Яковлевна всегда относилась к этому с пониманием, потому что только широкий спектр знаний и взглядов поможет не зацикливаться на одной теме, а охватывать своим вниманием многое, что есть за рамками основного научного направления. И, конечно, сохранять интерес к науке.

Сегодня популярно понятие «молодой ученый». Как вы думаете, связано ли оно напрямую с возрастом?

— Молодой ученый — это бойкий, хваткий и перспективный персонаж. И далеко не альтруист. Сейчас идти в науку ради абстрактного интереса и идеи — такое себе удовольствие, которое требует колоссального объема времени и средств. Молодой ученый видит перспективу — гранты, карьерный рост, имя в науке. Такие ученые необходимы, чтобы открывать новые направления, шире охватывать свежим взглядом научное поле. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что часть из этих ученых не создает ничего нового, а просто «плагиатит» старое, чужое, чтобы получить ученую степень.

Научный руководитель работает с теми людьми, которые изъявили желание проявить себя в исследовательской сфере. Как можно охарактеризовать труд научного руководителя с этой точки зрения?

— Он титанический! Особенно на начальном этапе. Ведь нужно не только определить тему исследований, но и наладить контакт с подопечным, выявить его особенности и понять, как именно с ним работать. А с некоторыми аспирантами сложно взаимодействовать от начала и до самой защиты...

На ваш взгляд, почему сфера науки притягивает к себе людей разных возрастов?

— Наука — весьма специфичный вид деятельности. Она не терпит небрежности и дилетантизма. Иначе это — псевдонаука или имитация науки. И когда человек любого возраста «идет в науку», он на самом деле, как витязь на распутье, должен выбрать правильное направление. И стать — или УЧЕНЫМ, или «ученым».

В завершение, что бы вы хотели пожелать тем, кто стремится внести свой вклад в современную науку?

Идти в науку — не страшно. Это интересно, полезно для саморазвития и даже любопытно. Это способ самопознания и проверки себя. Главное — найти свою тему и своего научного руководителя.

Кристина ВОРОНИНА
Фото из личного архива Юлии Костяковой