От штаба Верховного Главнокомандующего
13-го марта 1916 года.
Западный фронт
В Рижском районе германская артиллерия открывала огонь по Шлоку и по Икскюльскому предмостному укреплению.
На Якобштадтском участке германцы перешли в наступление в районе Митавской железной дороги, но были отбиты огнем. На некоторых других местах участка оживленный артиллерийский огонь.
Западнее Двинска наши войска овладели одним из окопов неприятеля, захватив пленных.
В районе северо-западнее Поставы и между озерами Нарочь и Вишневское ожесточенные бои продолжаются.
На остальном фронте до Полесья местами сильная перестрелка. Южнее Карпаловки (западнее Деражно) неприятель пытался произвести атаку, но был рассеян ружейным и бомбометным огнем.
В Галиции неприятель произвел нападение на одну из наших позиций в раионе впадения Стрыпы в Днестр, но также был отбит огнем.
Кавказский фронт
Наша подводная лодка, под огнем батарей Зонгулдака, потопила пароход, имевший на буксире баржи с углем, которые выбросились на берег.
В приморском районе наши войска, сбив турок, перешли на левый берег реки Балтачи-Дараси (впадающей в Черное море у с. Балтаджи) в 18 верстах к западу от Ризе, на остальных участках продвижение продолжалось.
В районе Верхняго Чороха наши части энергично продвигаются вперед, выбивая турок с высот, укрепленных несколькими ярусами окопов.
В районе, к юго-востоку от г. Битлиса наши войска значительно продвинулись вперед.
Примечание: Приведенный в сообщении Штаба 11-го марта факт взятия нами 18 офицеров и 1.255 нижних чинов германцев при атаке и занятии их окопов, в германском сообщении передан словами: «Маленький дугообразный участок нашего фронта южнее озера Нарочь мы отодвинули назад на несколько сот метров, на высоты у д. Близники, дабы укрыться от концентрического огня».
Юго-западный фронт
13-го марта.
Южнее Карпиловки (западнее Деражно) неприятель пытался произвести атаку, но был рассеян ружейным и бомбометным огнем.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 10-го (23-го) марта. Бельгийское официальное сообщение:
«На большом протяжении бельгийского фронта происходила обычная артиллерийская перестрелка. Однако, к западу от Стееострате артиллерийский поединок в течение дня 10-го марта приобрел необычайно ожесточенный характер. Мы везде успешно отвечали на огонь неприятельских батарей».
ЛОНДОН, 10-го (23-го) марта. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Мы произвели несколько успешных внезапных нападений на неприятельские траншеи у дороги Гоммкур-Бетюн-Лабассэ, захватив в плен одного германца, забросав бомбами и взорвав три неприятельских землянки, занятых значительным числом германцев. Неприятель взорвал небольшую мину к северу от Арраса и две мины у Невшапелль, причинив при этом легкие разрушения в наших траншеях. Произведенная германцами атака ручными бомбами к северу от Арраса, нами отбита. Продолжалась артиллерийская перестрелка у Фрикура, Гоммкура, Сушэ и у Гогенцоллернскаго редута. У Ипра нашим огнем в одном пункте вызван сильный взрыв в неприятельских линиях».
ЛОНДОН, 10-го (23-го) марта. Агентство «Рress Association» сообщает, что во время последнего воздушного набега германцев на Дувр в воскресенье был сбит еще один германский гидроплан. Британский летчик, направлявшийся во Францию, заметил приближавшегося неприятеля и немедленно атаковал его, причем, как сообщают, имел успех, так как один из германских аппаратов был подбит и упал в море.
ПАРИЖ, 10-го (23-го) марта. Официальное сообщение от 10-го марта, 11 час. вечера:
«К северу от реки Эн мы направляли разрушительный артиллерийский огонь по германским укреплениям на плоскогорье Воклер.В Аргоннах мы неоднократно сосредоточивали огонь на неприятельских сооружениях вдоль шоссейных и железных дорог в восточных Аргоннах и в лесу Маланкур.К западу от реки Мааса поддерживалась непрерывная бомбардировка в районе Маланкур и на нашем фронте Бетанкур—Мортомм—Кюмьер.На востоке от реки Мааса и в Вевре артиллерийская перестрелка достигла известного напряжения. В течение дня никаких пехотных действий здесь не было.В Вогезах мы бомбардировали расположения неприятеля в окрестностях Мюльбаха».
ПАРИЖ, 11-го (24-го) марта. Официальное сообщение от 11-го марта 3 час. дня:
«Наши батареи в течение ночи энергично бомбардировали Маланкурский лес.Около высоты «285» мы взорвали мину и заняли ея воронку.К западу от реки Мааса ночь прошла спокойно.К востоку от Мааса в районе Дуомон-Данлу происходила бомбардировка с перерывами.В Вевре, в секторах Муленвиля и Эпаржа обе стороны по нескольку раз направляли друг на друга ураганный артиллерийский огонь.На всем протяжении фронта не произошло ничего выдающегося».
Итальянский фронт
РИМ, 10-го (23-го) марта. Сообщение итальянской главной квартиры от 10-го марта:
«В долине Сугана в ночь на 9-е марта неприятельские части, поддерживаемые артиллерией, предприняли несколько атак на наши позиции, но были отброшены с большими для них потерями, оставив в наших руках несколько пленных, оружие и военные припасы.Близ Равнилаца, в бассейне Плеццо и на Мрзли (Монтенеро), в ту же ночь мы также помешали попыткам неприятеля продвинуться вперед.На Мрзли, отбросив неприятеля, наши части ворвались в неприятельские траншеи и забросали их бомбами. Вдоль всего фронта шел артиллерийский поединок, имевший наиболее напряженный характер на возвышенностях к северо-западу от Горицы.Нашими воздушными разведками было установлено присутствие большого числа товарных вагонов на железнодорожной линии в долине Бака д’ Идрия. Другие наши аэропланы бомбардировали Оппаккия Селла, Костаньевицу и Набрезину и возвратились без потерь, несмотря на сильный обстрел из орудий специально приспособленных для стрельбы по аэропланам. Неприятельские аэропланы сбросили несколько бомб на Азиаго и Тельве (долина Сугана), не причинив никаких повреждений».
Сербский фронт
СОЛУНЬ, 10-го (23-го) марта. Болгары лихорадочно строят новые дороги от Петрича до устья Месты и укрепляют мосты. В окрестностях Неврокопа сосредоточены две болгарские дивизии. Несколько полков прикрытия стоят в Малосане, Неврокопе и Мельнике. В окрестностях Гюмульджины сосредоточена 10-я болгарская дивизия, в высшем командном составе которой находятся 35 германских офицеров. 5 полков расположены между Дедеагачем и Ксанти. Одна батарея горной артиллерии находится в Енидже. На германском аэродроме в Ксанти находятся 15 аэропланов, в Гюмульджине 4 аэроплана.
Предлагаю вниманию уважаемых читателей очередную публикацию приквела про дядю Прохора. Публикации "про Степку" теперь будут продолжать выходить по понедельникам и пятницам, а публикации этого цикла - по средам.
Фельдфебелю вынули кляп изо рта и выслушали его просьбу. Затем пришлось развязывать ему руки, чтобы он не обмочил свои штаны. Ночь выдалась звёздная и не апрельски холодная. Проня после своего купания никак не мог согреться. Штабс-капитан протянул свою фляжку. По глотку из неё затем сделали и Сильвестр с Николаем. Фельдфебель только шмыгнул носом и проводил исчезающую под маскировочной сеткой фляжку алчным взглядом.
Небо стало сереть, наступало пасхальное утро, время разговеться. К банке тушенки и подмокшим ржаным сухарям добавили добычу, переложенную в вещмешки из германского фанерного ящика. Это были в основном крашеные яйца, сладкие коврижки в виде кроликов и довольно вкусный мясной рулет. Фельдфебель получил пасхальное яичко и кусок рулета. Проня с Николаем нашли два яйца с целой скорлупой и стукнули их друг об друга под смешок штабс-капитана:
- Ну, право, как дети!..
Пронино яйцо после такого столкновения осталось целым. Овчарка наблюдала за трапезой уже без ошейника в пасти. Сменилась у неё и поза. Теперь собачья морда лежала на передних лапах. Сильвестр хотел подойти к ней, но был остановлен предупреждающим рычанием. Проня очистил яйцо, вопросительно взглянул на штабс-капитана, получил от него пожатие плечами мол, "делай, что хочешь", встал и подошел к собаке на пару шагов. Сопровождаемый внимательным взглядом животного, показавшего клыки, он положил яйцо в аршине от морды овчарки и вернулся на своё место.
За спиной неожиданно и громко ухнула трясина. Выход болотного газа громко заявил о себе. Проня обернулся на этот звук, а когда снова посмотрел на овчарку, яйца перед ней уже не было. Теперь прапорщик стал размазывать ножом по размокшему сухарю шмат тушенки и услышал:
- Ох, откусит она тебе пальцы!..
Спасатель чужих собак отшутился:
- Не откусит. Она уже почти сыта. Яйца-то уже нет.
Штабс-капитан махнул рукой, изучая при свете показавшейся луны документы фельдфебеля. Поинтересовался он у "языка", как зовут собаку, и в ответ услышал "вайз нихт". Вопросы про расположение огневых точек и другие детали организации оброны переднего края тоже пока ответов не получили. Штабс-капитан вернулся на своё место и пробурчал:
- Твёрдый орешек оказался... Вы, говорит, сначала доставьте меня в целости и сохранности до места, в котором для меня война уже точно кончится, а там я вам уже всё и расскажу...
Проня с новым угощением подошел к овчарке вплотную, положил прямо перед мордой сухарь с тушенкой. Собака теперь явно вопросительно смотрела на прапорщика. Человек подумал и произнес:
- Можно! Канн!
Овчарка продолжала вопросительно смотреть на прапорщика, склонив голову на бок. Тот решил попробовать другой вариант:
- Ним фута!
"Бутерброд" мгновенно исчез в собачьей пасти. Второй такой же сухарь с тушенкой овчарка взяла уже из рук и услышала "гут". Потом встал вопрос, как напоить собаку. Для этого пришлось использовать кружку фельдфебеля. Остатки воды из своей кружки допил пленный. Сильвестр заступил на дежурство, Николая офицеры положили между собой, выпили ещё по глотку рома и быстро заснули.
Проснулся Проня от тихого окрика "вашбродь, ваша очередь бдить". Уже совсем рассвело, но на болото теперь опустился туман. Видимость вокруг островка сократилась до пары десятков саженей. По расчётному времени со стороны наших позиций меньше, чем через час должнв появиться группа пеших разведчиков из второго полка той же бригады. Пленный фельдфебель тоже спал, сильно при этом храпя. Прапорщику было тепло обоим бокам. Слева лежал и тяжело дышал во сне Николай, а правый бок грела собака. Сильвестр тихо рассказал "новости":
- Животина подползла к вам минут через десять, скаля по дороге на меня зубы. До этого в общее отхожее место сходила. Судя по её манерам, она это...
Овчарка открыла глаза, как только Проня стал подниматься на ноги. После этого она смачно зевнула, отошла на пару шагов в сторону и уселась на задние лапы. Сильвестр быстро занял нагретое место, завернулся с головой в попону и через минуту тоже захрапел.
Контрольное время для встречи давно прошло. Силуэты в тумане прапорщик разглядел только на исходе второго часа своего дежурства. Ситлуэты двигались не с востока, а с запада, но было их, как и положено, три. Проня негромко крикнул:
- Христос воскресе!
В ответ донеслось:
- Во истину воскресе!.. Слава тебе, Господи, нашли!..
Усатый старший-унтер офицер, с которым разведчики познакомились на предпасхальной неделе, утер пот со лба и первым вышел на островок:
- А нас водяной, не иначе кругами водил... Четвертый раз тута проходим! Здравия желаю, вашбродь!
Штабс-капитан был уже на ногах:
- Давайте выдвигаться, Калистрат Иваныч! Слеги вижу, а медикаменты, бинты и запасные болотоходы не забыли? А то у нас раненый... И пару болотоходов утопили.
- Как можно!.. А у вас два "языка", как я посмотрю, вашбродь?..
- Ну, четвероногий "язык" сам фактически сдался и только пока одному из нас... С остальными держит нейтралитет.
- Так как же животина через топь пойдёт?
- Своими лапами и пойдёт. На всё воля Божья!.. Кстати, Прохор, у нас сосед в Ригк до войны датского дога держал и учил его немецким командам. Там были слова типа "аус", "хиа", "плац", "зиц"...
Штабс-капитан чуть повысил голос и обратился к овчарке:
- Штей!
Собака не двинулась, только склонила голову. Проня повторил команду. Овчарка встала на все лапы и услышала от прапорщика "гут". Один из солдат с помощью Сильвестра закончили обрабатывать рану Николая. Внешний вид простреленного бока прапорщика вызвал вопрос у штабс-капитана:
- Может тебя сразу нести, Николай?
- Нет, я сам пойду.
- Ну, смотри. Глотни тогда ещё рому и двинулись! Прохор замыкающий! Веди, Калистрат Иваныч! От нас все водяные должны уже разбежаться, вернее, расплываться...
- Скорее уж, рассосаться?..
- Разговоры прекратить! Вперёд.
- Вашбродь, идём по короткой тропе?
- Да. И поспешая, а то нашему раненому сил может не хватить...
Через час туман над болотом стал потихоньку рассеиваться. Овчарка шла перед Проней, нюхая следы, оставленные болотоходами впереди продвигающегося Сильвестра. В одной руке у прапорщика был поводок, а в другой - длинная слега. В авангарде двигались вновь привышие разведчики. Фельфебель шёл со связанными руками между двумя солдатами. Его страховали верёвками.
Ещё через час пути Николай оступился и ухнул всем телом в грязь, подняв тучу брызг. Сильвестр быстро протянул упавшему прапорщику свою слегу, но сил крепко ухватиться за нее у раненого уже не хватало. Руки соскальзывали с мокрой древесины. Проня посмотрел в глаза овчарки, обернувшей к нему морду, и скомандовал:
- Фораус! Бринг!
Собака в два прыжка оказалась у головы Николая, схватила зубами капюшон маскировочной "сети" и стала тянуть назад. С такой силовой поддержкой раненый смог выбраться из трясины обратно на тропу. Через десять минут, отдышавшись, все смогли продолжить путь. Николай посмотрел на собаку и прохрипел:
- Данке.
Штабс-капитан усмехнулся:
- Вот эти слова её точно не учили понимать...
Овчарка позволила Проне себя потрепать между ушами и, услышав "гут", переступила передними лапами. Теперь шли медленнее. Время приближалось к полудню. Впереди справа вспорхнула потревоженная болотная птица. Сразу после затихшего вдалеке хлопанья крыльев раздался звук пулемётной очереди. Идущий впереди старший унтер-офицер молча рухнул в воду. Солдат, шедший следом, схватился за ногу, неуклюже шагнул в сторону и упал в воду рядом с убитым. Все залеги на тропе, включая овчарку, выполнившую команду "плац".
Невидимый пулемёт откуда-то справа продолжал стрелять. Над головой свистели пули. Приподняв голову Проня увидел уже только поднятую над трясиной руку раненого солдата и его крик, завершившийся кашлем и хрипом:
- Братцы, по!..
Пулемёт наконец замолчал. Топь, поглотив очередную добычу, "отрыгнула" несколькими пузырями.
Вечная Слава и Память всем защитникам Родины!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.