Найти в Дзене

Сергей Казаков: как без затрат за полгода увеличить выпуск продукции минимум на треть

Уже полторы сотни предприятий Челябинской области на данный момент являются участниками национального проекта «Производительность труда». Они смогли увеличить выпуск продукции за счет внедрения в производственные процессы бережливых технологий. О том, как это работает на практике и какие возможности открываются для бизнеса и региона, в интервью CHEL.DK.RU рассказал директор Фонда развития промышленности Челябинской области Сергей Казаков.

Сергей Геннадьевич, каким образом Челябинской области удалось возглавить рейтинг регионов по производительности труда?

— На Южном Урале реализуются все национальные проекты, и один из них – «Производительность труда». За него отвечает и внимательно следит за ходом его реализации Минэкономразвития России. Ежегодно министерство составляет рейтинг регионов, они оцениваются по большому числу показателей: от количества и качества работы сотрудников региональных центров компетенций (РЦК) до финансовых показателей предприятий, участвующих в нацпроекте. По итогам 2022 г., которые были подведены в конце 2023 г., наш регион признан лучшим.

Это очень серьёзное достижение, прежде всего — высокая оценка работы южноуральских предприятий, их сотрудников.

Изначально к нам приезжали эксперты из АНО «Федеральный центр компетенций», работали с предприятиями, а наши специалисты перенимали этот опыт. Теперь уже челябинский РЦК достаточно подготовленный и профессиональный, его специалисты большинство проектов реализуют своими силами.

Для региона лидерство в нацпроекте – это почётно. А что получили предприятия-участники?

— Возможность развиваться и наращивать выпуск продукции прежде всего. Включаясь в нацпроект, предприятие заключает договор на три года. Первые полгода на предприятии вместе с сотрудниками работает наша команда специалистов. И в этом уникальность нацпроекта: помощь оказывается не деньгами, а знаниями и экспертизой.

Как это реализуется на практике?

— Наши специалисты приходят на предприятие, совместно с сотрудниками выявляют проблемы и вместе разрабатывают пути их решения, параллельно обучая команду. Проводятся деловые игры, семинары, практические занятия. В течение полугода оптимизируется, улучшается выбранный участок. На следующие производственные площадки сотрудники компании переносят этот опыт уже сами, но могут продолжать консультироваться у нас, наши специалисты ведут мониторинг, следят за дальнейшим развитием проекта.

Результаты этой работы, достижения предприятий и оценивает Минэкономразвития РФ. Для области это признание заслуг. И регион-победитель получает право проведения всероссийского форума «Производительность-360». В 2019 г. он проходил в Нижнем Новгороде, в 2020 г. его отменили из-за пандемии, потом он был в Сочи, Казани, и сейчас у нас появилось право организации в Челябинске.

Для региона это возможность повышения престижа, узнаваемости, возможность привлечения дополнительного внимания и федеральных властей, и новых игроков промышленного рынка. Официального объявления ещё не было, но мы, разумеется, готовы включиться в подготовку форума в любой момент.

Сколько компаний охвачено нацпроектом в нашем регионе?

— Сейчас 151 предприятие Челябинской области является участником нацпроекта «Производительность труда». Это порядка 40 тыс. сотрудников, суммарный годовой оборот этих организаций составляет 273 млрд рублей.

Даже небольшое повышение эффективности этих компаний — это рост их прибыльности, повышение налога на прибыль. А это — главный источник пополнения бюджета Челябинской области. Поэтому для региона это очень важно.

Но участие в нацпроекте «Производительность труда» доступно только для крупных предприятий?

— Для компаний с годовым оборотом от 400 млн руб. без НДС. Это не для всех предприятий достижимо. «Опора России» в своё время сказала, что малый и средний бизнес тоже хочет в этом участвовать в нацпроекте, но не подходит под его критерии. Мы вышли с инициативой к Алексею Леонидовичу (Алексей Текслер, губернатор Челябинской области, — прим. редакции) создать аналогичную нацпроекту региональную программу для малых и средних производственных компаний, и он нас поддержал. В ней могут участвовать предприятия с оборотом от 90 до 400 млн руб. И теперь у нас уже есть примеры «производственного лифта», когда компании малого бизнеса, проходя региональную программу, начинают расти и достигают уровня, когда можно стать участником национального проекта. Два недавних примера — это НПО «Пневмаш» и «Леди-Прима».

Челябинское научно-производственное объединение «Пневматического машиностроения»

Это довольно разные в содержательном плане производства...

— Есть определённые параметры отбора в программы поддержки. Кроме оборота, есть ещё отраслевые критерии для вступления в нацпроект: участвовать в нём могут предприятия промышленности, сельского хозяйства, пищевой отрасли, торговые и транспортные компании. Да, у нас промышленный регион, но есть и другие успешные направления. Например, Челябинский аэропорт — тоже участник нацпроекта. Там на порядка 30% ускорилась процедура выдачи багажа, и это могут заметить все пассажиры. При первоначальном досмотре, чтобы люди не толпились, были добавлены лотки для мелких личных вещей, подсказки, куда что положить.

Фабрика «Юничел» и раньше внедряла инструменты повышения эффективности, но в нацпроекте эта работа активизировалась. В секторе торговли можно привести в пример «Областной аптечный склад». Мы наладили там процессы, чтобы бесперебойно поставлять населению лекарства.

Таким образом, результаты этого нацпроекта видят не только предприниматели, но и все жители региона.

-2

Приведу ещё пример. Активный участник нацпроекта — миасский производитель автозапчастей для отечественных и иностранных автомобилей ПО «Трек» ускорил выпуск особенно востребованных деталей — рулевых наконечников — более чем на 30%. До внедрения методов бережливого производства на создание одной партии уходило больше 44 дней, теперь — всего 30. Добиться прорыва на таком высокотехнологичном производстве удалось, сократив время простоя оборудования. Говорящие цифры: если раньше количество дефектов на предприятии составляло 10 тыс. на 200 тыс. выпущенной продукции, или 5%, то сейчас их нет совсем.

Не менее интересна история другой компании, которая выросла от гаража до предприятия с миллиардным оборотом. Казалось бы, там всё довольно хорошо налажено. Но наши специалисты, например, заметили: чтобы собрать механизм, работник проходит несколько километров в день, собирая компоненты по всему цеху. Взяли специальную тележку, которую мастер в начале смены заполняет всем необходимым, и теперь работник занимается только непосредственно своим делом. В итоге он успевает больше за смену и меньше устаёт.

Набор предприятий для участия в нацпроекте «Производительность труда» продолжается?

— Да, конечно. В 2024 году планируется набрать 28 компаний. Но этот год финальный для нацпроекта. Хотя мы надеемся, что эта работа продолжится, пусть в каком-то измененном формате. Этот проект показал свою эффективность, и в первую очередь это востребовано у промышленников, ведь они получили бесплатный ресурс повышения своей конкурентоспособности. Из более чем 150 участников нацпроекта в Челябинской области нет ни одного недовольного.

И для нас очень важно, чтобы руководитель предприятия был заинтересован в этой работе, иначе должного результата не будет, потому что разработка и внедрение улучшений — это совместный процесс, важна вовлеченность команды и время, которое она готова тратить на улучшения. Чтобы заговорить на иностранном языке, мало купить учебник.

Недавно стало известно о том, что Региональный центр компетенций (входит в ФРП Челябинской области) второй год подряд признан лучшим в стране. Это продолжение работы по нацпроекту?

— Да, вновь высоко оценен уровень компетенций наших специалистов. Напомню, что за достижение показателей нацпроекта в Челябинской области отвечают региональные Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов и Фонд развития промышленности, на базе которого в 2019 г. и был создан Региональный центр компетенций. И вот уже второй год подряд мы побеждаем в рейтинге РЦК страны, в этом году разделив первое место с московскими коллегами.

Также мы дважды становились победителями всероссийского чемпионата по производительности. Наша пресс-служба ранее была признана одной из лучших в России по освещению нацпроекта.

Сегодня много говорится о кадровом вопросе. Расскажите о работе со школьниками в направлении профориентации.

— Есть деловая игра «Фабрика процессов», в которой моделируется как бы реальное производство. В Челябинской области такой интерактивный тренинг организован на базе нашего Фонда. Используя бережливые технологии, его участники могут ощутить, как это работает. Мы сотрудничаем и со школами, и с вузами. Наша задача — вернуть престиж инженерного образования, интерес к работе в промышленном секторе.

Мы видим, что изменилась ситуация с оплатой труда: производственник зарабатывает больше гуманитария, больше сотрудника банка, и он создаёт реальный продукт, добавленную стоимость.

На примере ЮУрГУ и ЧелГУ мы видим, что интерес к этим специальностям растёт. Россия должна вернуть себе технологический суверенитет. Этого невозможно добиться без сильного инженерного состава. Повышение интереса к производству — это, на мой взгляд, критически важно.

Сейчас производство не то, каким было в советское время. И задача нацпроекта — сделать так, чтобы человеку было комфортно работать, тогда он станет более эффективным, а за свой труд к тому же будет получать более достойную плату.

То есть человеку важно видеть, что оснащение и технологии идут вперёд, он понимает, что не зря учился и может развиваться на предприятии...

— Совершенно верно! Очень важно дать человеку реализовать его возможности. Сейчас в теории бережливого производства есть такое понятие, как потеря человеческого потенциала. Мы как раз создаём условия, когда людям интересно делать рацпредложения, озвучивать свои идеи.

Приведу в пример завод АЛСО. Они разработали специальные модули для рацпредложений, повесили ящики для их сбора и мониторят инициативы, изучают, что-то внедряют, что-то дорабатывают. Был один день, когда предложений не было. Выяснили, что забыли бланки положить. Но факт налицо: люди пошли! Да, кто-то получал до пяти тыс. рублей плюс выплата от экономического эффекта, но важнее, что люди смогли улучшить условия своего труда, донести инициативы. И когда человек видит результаты своего интеллектуального труда, это меняет его отношение к месту работы, к коллективу.

-3

Челябинский производитель стальных шаровых кранов ООО «АЛСО»

Часто студенты учатся на инженера-металлурга, а потом работают сервисмэнами. Это надо менять!

По данным Минэкономразвития РФ, за время действия нацпроекта «Производительность труда» было сэкономлено 150 тыс. рабочих мест по всей России. Сейчас, в условиях кадрового дефицита, это важно: рабочее место должно быть максимально эффективно. Мы пока ещё уступает в этом ведущим компаниям того же Китая, например.

— Мы сейчас не говорим о замене человека машиной, механизмом?

— Нет, мы говорим о наведении порядка на рабочем месте и в голове. Один из участников нацпроекта и победитель номинации «Лидеры производительности» премии «Человек года» «Делового квартала» гендиректор ГК «Приводная техника» Сергей Чупин, создавший многомиллиардное предприятие, не верил, что мы сможем что-то улучшить у него, но убедился, что это возможно. И он стал активно нас рекомендовать.

Вообще до 2019 г. было не много желающих участвовать в нацпроекте. Убедить промышленника, который смотрит на гуманитариев со скепсисом, непросто. Но когда начали первые участники получать результат, дело пошло легче. Предприниматели стали рассказывать другим: за полгода мы увеличили выпуск продукции на 35%, ничего не меняя, просто навели порядок в потоках.

А вот когда в производственных процессах наведен порядок, тогда уже можно задумываться и о цифровизации, иначе это будет просто цифровизация хаоса.

Читайте также интервью заместителя губернаора Челябинской области Ивана Куцевляка на CHEL.DK.RU: «У нас делают то, про что в других регионах говорят: это невозможно»