Найти тему

Обучение. А кто должен учить-то?

В предыдущих статьях про обучение я немного поразмышлял на тему стоит ли учить персонал или нет. Какие есть плюсы и минусы. Вспомнил как сам учился и сделал выводы "как не надо учить". Даже немного пофантазировал на тему обучения (впрочем это можно не читать). Написал о том, как должно происходить обучение. И чему необходимо учить, с моей точки зрения.

Такие роскошные короткие анимашки умеет создавать ИИ
Такие роскошные короткие анимашки умеет создавать ИИ

Еще один важный, на мой взгляд, вопрос, на который я, по сути, уже ответил: кто должен учить? Кто-то из вас наверняка подумает что-то вроде «вот есть компании, где есть учебные центры, корпоративные университеты, там всё просто — отдал сотрудника “в обучение”, там его научили, и всё. Что делать нам, менеджерам компаний, где нет таких учебных центров?». На самом деле в корпоративных университетах учат те же самые специалисты, которые работают и у вас.

Всё потому, что ответ на вопрос «кто должен учить» — простой: те, кто знает, тот и должен учить других. Правда, сначала их надо самих научить, как учить других. Но никакой абстрактный «учитель» не будет знать всех тонкостей продукта. В корпоративном университете, который создавал я, например, преподаватели собственно университета преподают общие знания о продукте, бухгалтерском и банковском учете, базовые основы продукта.

А непосредственно продукту учат профильные специалисты тех подразделений, куда в дальнейшем придет на работу стажер.

У этого есть несколько причин. Ну, во-первых, как я сказал, специалист-практик много более ценен, чем специалист-теоретик. Не всё, к сожалению, можно описать в документации — есть масса «маленьких хитростей», которые познаются только на практике.

Во-вторых, преподаватель для студента должен быть «неисчерпаем», то есть знать не только свой предмет, но и всё, что связано с ним, то есть его знания должны быть и глубокими, и широкими одновременно. Это как раз то, что я ценю в преподавателях-практиках.

И третье — как мне кажется, очень важное: со стажерами удается познакомиться намного раньше, чем они приходят в коллектив, и намного раньше о них можно сложить мнение. Это значит, что если кто-то оказался, например, ленивым или неспособным, с ним гораздо проще и быстрее можно расстаться, и в принятии этого решения очень помогает специалист из подразделения, куда в дальнейшем должен прийти стажер.

Но даже при том, что производственным задачам в основном обучали преподаватели из подразделений, я у себя в корпоративном университете внедрил такую практику, когда преподаватель университета, прежде чем проводить какой-либо курс, должен не только сам изучить его теоретически, но и съездить на реальный проект и самостоятельно продемонстрировать знание продукта, то есть настроить ту часть модуля, о которой он в дальнейшем будет рассказывать своим ученикам.

И помимо практики обучения одних специалистов другими очень хорошо работает практика обучения менеджерами компании. Причем менеджерами всех уровней, вплоть до топ-менеджмента компании.

Очевидно, что менеджеры не будут учить производственным навыкам. Это обучение в первую очередь нацелено на обучение технологиям управления компанией, причем не абстрактным, а конкретным, которые применяются в данной компании здесь и сейчас. Это и о том, как компания работает, как осуществляет производственное и финансовое планирование. Это о том, как осуществляются финансовый учет и управление фондом оплаты труда. Это о том, как в компании идет управление проектами и пулами проектов. Это обучение стратегическому планированию и многому другому.

Каждый следующий уровень иерархии управления учит предыдущий. Этим решается сразу несколько задач: происходит передача знаний без потерь информации, идет подготовка смены поколений управленцев, происходит выявление способных потенциальных руководителей и будущих руководителей топ-уровня.

Хорошо, когда такое обучение завершается не абстрактными тестами на проверку знаний, а выполнением реальных задач компании, например проектов, написанием стратегии, составлением реального финансового плана подразделения. И выполненная задача сразу оценивается группой руководителей-экспертов на предмет ее реализуемости (если это план) или качества реализации и эффективности примененных решений, если, например, это уже сделанный проект.

По большому счету, это всё, что я хотел сказать непосредственно о проведении обучения. Но это не всё, что я хотел сказать об обучении вообще. И дальше будет несколько мыслей, которые у меня есть также из области обучения и которые, возможно, заинтересуют и вас.

Читайте далее про скрытые функции обучения

А что думаете про обучение вы? Стоит учить? Или стоит искать и брать на работу уже "готовых" специалистов? Как у вас происходит обучение?

И, конечно, подписывайтесь, если материал показался вам интересным и вы не хотите его потерять. И ставьте лайки, если статья понравилась — вам не сложно, а мне приятно 😊

Цикл статей про обучение персонала можно начать читать начиная с этой:

и далее...

Другие статьи на моем канале. Ниже ссылка на оглавление:

И помните, что не все проблемы в области HR можно решить самостоятельно. Если вам нужна практическая помощь, консультация, то обращайтесь в HR Consulting - практическое решение задач в области HR в бизнесе:

HR consulting