Я как всегда тут поймала интересную дискуссию)) Про опоздания. И решила поделиться с вами размышлениями (и обсудить ваши мнения) на эту тему.
В дискуссии отметилась масса людей, "которые всегда и везде опаздывают", масса людей, "которые никуда никогда не опаздывают", ну и масса людей, формулирующих промежуточные варианты: всегда опаздывающих на работу, но никогда на личные встречи, напротив, всегда вовремя приходящих на работу, но то и дело опаздывающих в личной истории, опаздывающих только туда, куда не хочется, но надо идти, и т.п.
Что касается меня лично - я опаздываю эпизодически, и по работе, и в личной жизни)) Не скажу, что прямо регулярно, но и "никогда" - тоже не скажу. Правда, опозданий на 40-60 минут за собой не помню, наверное минут 20 - максимальный промежуток. А чаще это минут 5-10.
В чём причина опозданий?
Очень интересный список причин опозданий обсуждался в той самой дискуссии (имеются в виду не причины отдельных опозданий, коих миллион, а системные причины именно такого поведения):
- Отдельные виды заболеваний и особенностей психики, когда люди по-своему понимают время и не могут (буквально физически) его воспринимать/считать/ощущать.
- Общая расслабленность по жизни (которая кстати оценивалась от крайне негативного полюса до крайне позитивного, когда человек "нашёл себя" и ему комфортно жить).
- Безответственность и инфантилизм, нежелание вкладывать усилия в то, чтобы стать лучше.
- Демонстрация неуважения (позиции "сверху") к конкретным собеседникам ("вы незначимы, ваше время ничего не стоит, поэтому сидите и ждите").
- В целом низкая важность/низкий приоритет событий/встреч, на которые человек опаздывает.
- Скрытое нежелание идти туда, куда человек опаздывает (сопротивление психики как защитная реакция).
- Низкая самооценка и скрытая попытка дополучить недостающего по жизни внимания.
- Слишком высокая загруженность (не только физическая, но и эмоциональная), выгорание, когда уже невозможно что-либо планировать и нет сил что-то поменять.
- Отсутствие навыка планирования и прогнозирования (например, неумение рассчитывать и закладывать возможные риски и временные потери).
- Вы можете продолжить этот список в комментариях))
И тут я вспомнила одну шикарную историю из своей практики.
Как-то я распланировала один рабочий день очень плотно. Насколько помню, в дне был и посттренинг для одного корпоративного клиента, и психологическая диагностика для другого, и несколько встреч (в частности, с двумя клиентами, мужчинами, с каждым из которых я регулярно работала к тому времени по 5-6 лет, и которые будут действующими лицами текущей истории).
И прямо с утра что-то случилось, и вся сетка дня сползла на 15 минут (спойлер - выровнять её мне так и не удалось, я реализовала все запланированные мероприятия, и все со сдвигом ровно на 15 минут - естественно, заранее предупредив всех клиентов).
И вот я приезжаю к первому из двух вышеупомянутых клиентов, приношу извинения за опоздание, и слышу в ответ: - Анна, не переживай. Ты же никогда не приезжаешь вовремя, всё время опаздываешь на 5-10 минут, я уже настолько привык, что заранее закладываю это время ожидания в свои планы. Так что сегодня ничего нового не произошло. - Далее мы успешно провели встречу, и я поехала ко второму из упомянутых клиентов.
Приезжаю, приношу извинения, со смехом рассказываю про реакцию предыдущего клиента, и тут вдруг слышу возмущённое: - Аня, да что он несёт! Ты никогда не опаздываешь!! Сколько мы с тобой работаем, ты самый пунктуальный из всех моих поставщиков! Да за всё время сотрудничества ты если и опоздала пару раз на пару минут, то всегда обязательно предупреждала меня об этом!
Я, мягко скажем, удивилась. Как так - два клиента, с каждым из которых мы регулярно встречаемся и работаем, причём весьма подолгу, примерно одного возраста, плюс-минус одного статуса, - и такие разные комментарии по поводу моей пунктуальности. Начала думать. И пришла к выводу - что действительно так и есть: к одному я позволяю себе задерживаться, к другому нет. И не потому что один мне важен, а другой нет или один платит больше, другой меньше (как раз больше, хоть и не в разы, платил первый)). А потому что у одного вся культура выстроена очень свободно, он никуда не спешит, легко может отвлечься во время встречи на какие-то истории, задержать её окончание, сводить меня на экскурсию по офису и т.п., а у второго, напротив, всё всегда в тонусе - встречи жёстко распланированы одна за одной, обязательно озвучивается тайминг каждой встречи, время тратится исключительно на работу и пр.
То есть исходя из моего опыта, я могу добавить ещё одну причину опозданий: по сути, подстройку к собеседнику и его отношению ко времени.
Когда мы осознанно или нет считываем, а как относится человек ко времени в целом и пунктуальности отдельных собеседников, - и исходя из этого, выстраиваем свой подход во взаимодействии с ним.
Хотя безусловно, люди, которые никогда-никогда-никогда не опаздывают (а им кстати тоже чего только не приписывали - от повышенной тревожности до прямо-таки ОКР), не будут опаздывать и к собеседникам со спокойным отношением ко времени))
Про влияние опозданий на отношения
Сами по себе опоздания - это полдела. Точнее, это явление, от которого никуда не деться.
А вот их влияние на отношения очень сильно зависит не столько от самих опозданий (их частоты, количества, времени), сколько от коммуникации опаздывающего со ждущим [ну я не могла обойти тему коммуникации))]
Абсолютное большинство комментаторов в той самой дискуссии с жаром утверждали, что их бесят не опоздания, а: нежелание человека предупреждать о том, что он задерживается, или слишком позднее/неинициативное предупреждение (когда уже ему начинают названивать), или в принципе отсутствие ответов (когда человек не берёт трубки и не читает сообщения), которое заставляет сильно тревожится, или уж тем более откровенные "ачотакова" при попытке обсудить ситуацию.
И тут у меня тоже есть история (возможно, я её уже где-то рассказывала)).
Мы с коллегой договорились о встрече с достаточно крупным клиентом. Контактным лицом выступал директор по персоналу, которая предупредила, что генеральный, который будет на встрече, ужасно пунктуален, и очень попросила приехать вовремя. Конечно же, по закону подлости (а встреча была рано утром, в период всех основных пробок) минут за десять до встречи я поняла, что мы не успеваем, и написала сообщение, что мы задержимся минут на 5-7.
В офис заказчика мы вошли на четыре минуты позже назначенного времени, и контактное лицо встретила нас репликой (совершенно искренней): - Спасибо вам, вы такие пунктуальные!
После встречи я всё-таки задала интересующий меня вопрос: почему мы пунктуальные, если, несмотря на её просьбу, не смогли приехать вовремя. И она легко объяснила, что большинство контактных лиц, во-первых, вообще не считают нужным сообщать об опозданиях, даже если они составляют 10-15 минут (и не выходят на связь), и приходится догадываться, приедет ли человек в принципе. Во-вторых, мало кто предупреждает, на сколько он опоздает, - просто пишут, что задерживаются, и дальше снова приходится догадываться, то ли это 15-20 минут, и можно заняться своими делами, то ли это 5 минут, и нужно просто не сдвигаться с места. И в-третьих, даже предупреждающие, и предупреждающие о конкретном времени, - его не соблюдают)) То есть пишут "минут на 5", а задерживаются на 15, или пишут - "буквально минут на 10", а приезжают через полчаса.
Соответственно, когда мы заранее написали, что задержимся, обозначили время задержки, и уложились в него, - человеком такой подход был оценен, как пунктуальность.
И у меня к вам вопросы на подумать/обсудить:
1. Как вам кажется, из-за чего люди регулярно опаздывают? (речь не про разовый форс-мажор, а именно про привычку приходить невовремя и её системные причины). Как вы думаете, можно ли эту ситуацию (привычку, особенность, черту) переработать?
2. Насколько вы считаете нужным/важным предупреждать об опоздании, если оно небольшое (5-10 минут)?
Ещё полезное про управление временем: