Кто-то считает это просто редким диагнозом, а кто-то считает, что абсолютно всем стоит отказаться от молочки. Что из этого правда?
Шок, но на самом деле непереносимость лактозы, которую часто ассоциируют с болезнью — это фактически наше «исходное» состояние.
Но почему тогда некоторые взрослые сохраняют с лактозой «дружеские» отношения и даже не догадываются, что у них есть такая непереносимость?
ТОНКОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Лактозная непереносимость — неспособность организма переваривать лактозу. Это углевод в молоке млекопитающих, благодаря которому оно такое питательное (как и положено единственному источнику калорий для растущего организма). Чтобы организм мог усвоить лактозу, он должен расщепить её на составляющие компоненты. Это происходит в тонком кишечнике с помощью пищеварительного фермента лактазы, вырабатываемой клетками слизистой. Она «разрезает» лактозу на моносахариды, которые через стенку кишечника всасываются в кровь и питают организм. Если лактазы в кишечнике не хватает, лактоза остаётся непереваренной. Из тонкого кишечника она поступает нерасщеплённой в следующий пункт назначения — толстый кишечник.
Обитающие там бактерии поедают лактозу с образованием смеси газов (водорода, метана, углекислого газа). Те растягивают кишечник, вызывая неприятные ощущения — метеоризм, боли, вздутие живота, а лактоза связывает воду, что приводит к диарее.
Человек может потерять способность усваивать лактозу, если тонкий кишечник
травмирован или повреждён болезнью, также это может произойти спонтанно, с возрастом.
У большинства населения планеты организм производит много лактазы в младенчестве, но её количество постепенно снижается по мере взросления. Если лактазы вырабатывается крайне мало или нет вовсе, развивается лактозная непереносимость. Впрочем, есть и счастливчики, которые сохраняют уровень лактазной активности, как у новорождённых, и могут без неприятных последствий переваривать молоко на протяжении всей своей жизни.
МОЛОЧНЫЙ ОТБОР
Снижение выработки лактазы кроется в работе генов. Ген LCT (от английского lactase) — это своеобразная инструкция, по которой клетки тонкого кишечника синтезируют этот фермент. Он может пребывать в двух состояниях: «включенном» (лактаза производится) и «выключенном» (синтез не происходит).
«По умолчанию» ген LCT включается при рождении и выключается примерно в возрасте отлучения от груди (зачем тратить ресурсы организма на производство фермента, если в нём нет жизненно важной необходимости?).
Но почему тогда некоторые взрослые сохраняют с лактозой «дружеские» отношения? Причина тому — мутация в гене MCM6 неподалёку от гена LCT, которая препятствует присоединению метильной группы: считывание гена не заканчивается, и синтез фермента не прекращается.
Эта мутация, а с ней и способность переваривать лактозу во взрослом состоянии, появилась независимо в разных популяциях мира около 10 тысяч лет назад, когда человек одомашнил животных, дающих молоко. Она закрепилась в результате естественного отбора, потому что оказалась выгодной: её носители получили доступ к богатому круглогодичному источнику питания. Так мутация распространилась по всему миру, а вместе ней и культура потребления молока.
ФАНАТЫ И ПРОТИВНИКИ
Количество носителей «молочной» мутации среди современного населения стран мира сильно варьируется — от 5 до 90 %. Учёные считают, что причина такого неравномерного распределения кроется в историческом прошлом регионов.
Население Северной и Западной Европы хорошо переносит молоко и молочные продукты в течение всей жизни. Эту способность они получили в наследство от предков. Чтобы кальций нормально усваивался, нужен витамин D — непростая задача в условиях малого количества пищи и нехватки солнечного света. А переносимость молока открыла предкам северян щедрый источник и кальция, и витамина D.
Во время колониальной политики европеоиды с выгодной мутацией заселили Северную Америку и Австралию, поэтому на этих континентах непереносимость лактозы — явление редкое.
Но как в таком случае объяснить переносимость лактозы в более южных регионах, где в достатке солнечного света и разнообразных источников питания? Учёные предполагают, что в этом случае двигателем естественного отбора был голод. Наши предки, не способные усваивать молоко, могли употреблять в пищу молочные продукты, прошедшие через ферментацию (сыры, кумыс, йогурт и подобные им), а потому бедные лактозой. Однако в условиях жизни и смерти, например при гибели урожая, они бывали вынуждены включать молоко в свой рацион. Предки, не способные переваривать молоко, умирали от голода.
А вот взрослое население Юго-Восточной и Восточной Азии, Индии, Южной Америки и Африки переносит молоко плохо. Жаркий климат этих регионов не оставлял свежему молоку шансов: здесь испокон веков предпочтение отдавали устойчивым к жаре кисломолочным продуктам.
На ареал потребления молока оказали влияние и культурные особенности. Например, традиционная японская религия синтоизм запрещала его употребление, потому что молоко считалось «нечистым» продуктом. Так животное молоко проиграло борьбу растительному соевому, популярному и по сей день.
ПЕЙТЕ, ДЕТИ, МОЛОКО?
Итак, у одних способность усваивать молоко с годами снижается (причём нельзя сказать наверняка, во сколько лет это произойдёт). У других фермент активен и в пожилом возрасте. Обычно наблюдается не полная непереносимость, а частичная — фермент есть, но его мало.
Как узнать, есть ли у вас непереносимость лактозы? Нужно внимательно следить, не появляется ли после употребления молока дискомфорт. Если симптомов нет, можно продолжать пить молоко.
Если молоко всё же доставляет неудобства, можно обратиться к врачу для диагностики: дискомфорт может быть вызван другой, более серьёзной причиной.
Не забывайте, что непереносимость лактозы не болезнь, а вариант нормы. С ней можно нормально жить, если не переусердствовать с молочными продуктами.
Только научные факты не только о медицине, но и других науках читай в печатной версии научно-популярного журнала ДУМАЙ https://dum.ai/?utm_source=dzen1
Наш канал в телеграм https://t.me/dumai_russia
Наше сообщество в ВК https://vk.com/dumai_russi
По материалам статьи Ляйли Жексембай, журнал "Думай", выпуск №46