Найти тему
АиФ-Томск

Банки фиксируют снижение мошеннических атак впервые за четыре года

   Банки фиксируют снижение мошеннических атак впервые за четыре года
Банки фиксируют снижение мошеннических атак впервые за четыре года

По данным ВТБ, в прошлом году мошенники пытались похитить средства клиентов банка 6,5 млн раз, что на 16% меньше 2022 года. Банку удалось спасти 10,5 млрд рублей на счетах более 100 тысяч клиентов. Наиболее активными по мошенническим звонкам, на которые пришлось 90% всех действий злоумышленников, были февраль, март и апрель прошлого года. Наиболее спокойными – последние 4 месяца года. Сократить мошеннический трафик помогло IT-решение, которое позволило полностью автоматизировать сбор и передачу в Минцифры РФ и операторам связи данных о попытках мошеннических звонков.

Основной методикой борьбы с мошенническими звонками является отслеживание номеров и трафика злоумышленников и блокировка телефонных номеров у операторов связи. До внедренного IT-решения процесс от фиксации звонка до его блокировки оператором связи занимал до 7 дней. Это время требовалось на сбор информации о звонках, ручную обработку и передачу данных в Банк России и Минцифры.

Автоматизированная система позволяет перевести этот процесс в онлайн и существенно ускорить блокировку номеров, число новых звонков от злоумышленников с использованием уже скомпрометированного телефонного номера сокращается.

«Очевидное снижение трафика мошенников мы наблюдаем к концу года, количество зафиксированных атак в декабре по отношению к январю упало более чем в 3 раза. В том числе благодаря автоматизации фиксации и отслеживания мошеннических звонков, последующей блокировке и идентификации злоумышленников. Мы получили впечатляющие результаты – впервые за 4 года тренд на рост мошеннических атак сломлен, мы видим последовательное снижение их активности», – отметил Никита Чугунов, старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ.

«В 2023 году объём поступающих в Минцифры сведений о мошеннических звонках в целом снизился. В сравнении месяц к месяцу с предыдущим годом уменьшение количества звонков не наблюдалось только в марте. Например, за декабрь зафиксировано снижение на 16,89%. Этого удалось достичь благодаря эффективному взаимодействию ИТ-организаций, операторов связи и банков, а также оперативному принятию мер контрольно-надзорными и правоохранительными органами», – отметил Евгений Хасин, врио директора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России.

За последний год мошенники все активнее стали использовать схему с инвестициями: когда людей вовлекают в сомнительные бизнес-схемы, связанные с покупкой криптовалюты, и обещают большую доходность после вложения денег. Для убедительности злоумышленники создают специальные фейковые сайты или приложения якобы для контроля роста инвестиций, создают фейковые графики показывающие прибыль. Чтобы продемонстрировать потенциальному жертве-инвестору «безопасность» вложений, ей могут позволить снять некоторые средства со счета. Злоумышленники могут раскручивать жертву по этой схеме несколько месяцев. Банк напоминает, прежде чем приступать к инвестициям, в первую очередь, важно проверить наличие у компании необходимых документов и лицензий.