53,7K подписчиков

«Железнодорожный самокат» или Духоход - ещё один необычный экспериментальный локомотив, работавший на сжатом воздухе. Такой был и в России!

993 прочитали

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Все мы привыкли к тому, что вагоны на железной дороге приводят в движение электровозы, либо тепловозы. Первые - за счёт электроэнергии из контактной сети, вторые за счёт преобразования химической энергии дизельного топлива сначала в электрическую энергию, а после, при помощи электродвигателей, во вращательное движение колёсных пар.

Паровоз серии «Л»
Паровоз серии «Л»

До 80-х годов прошлого столетия также были широко распространены паровозы - родоначальники тяги на железной дороге, в которых вода, посредством тепла от горящего угля в топке превращается в перегретый пар, а тот давит на поршни в цилиндрах. Поступательное движение штока поршня через кривошипно-шатунный механизм преобразуется во вращение колёсных пар - паровоз начинает движение.

Однако, за всё время существования железных дорог, предпринимались попытки получить тяговое усилие из самых разных источников. Были и электропаровозы, и теплопаровозы, и аэровагоны, ну а сегодня мы поговорим о духоходе - локомотиве, который приводился в движение при помощи сжатого воздуха.

Пролетарский (бывш. Александровский) завод в Санкт-Петербурге
Пролетарский (бывш. Александровский) завод в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге существует Пролетарский завод, ранее носивший название Александровский. Ныне здесь производятся корабельные механизмы, а также насосное оборудование для электростанций. Ну а ранее, во времена Царской России, во время строительства Петербурго-Московской железной дороги, этот завод был главным поставщиком локомотивов (паровозов) и вагонов. Однако, помимо классических паровозов, на заводе однажды был построен духоход.

Духоход Барановского

Всяко лучше, чем борщевик Сосновского. Изобретателем духохода был Степан Иванович Барановский - картограф, инженер и изобретатель в области кораблестроения и транспорта. Сам он свою машину, помимо «духоход», называл также «духовой самокат». Своими очертаниями этот локомотив напоминал ранние паровозы, но было несколько особенностей.

Духоход Барановского
Духоход Барановского

Сам духоход представлял собой двухколёсную платформу, на которой крепились цилиндры (две штуки с двух сторон - по одному на колесо), а также баллоны со сжатым воздухом. Баллонов было аж 34 штуки, каждый диаметром 150 мм и длиной 2100 мм. Баллоны были соединены трубами, поэтому, по сути, представляли собой единый резервуар.

Эта платформа должна была цепляться к дополнительному вагону, на котором также были размещены баллоны со сжатым воздухом. Запас сжатого воздуха обеспечивал 2-3 часа автономного хода, правда, неизвестно, имелась ли в виду только основная платформа, либо вместе с дополнительной.

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Все мы привыкли к тому, что вагоны на железной дороге приводят в движение электровозы, либо тепловозы.-4

Принцип работы - такой же, как и у паровоза, вот только вместо пара, на поршни давил сжатый воздух. Заправка баллонов сжатым воздухом осуществлялась компрессором, также разработанным Барановским, который выдавал выходное давление в 50 атмосфер.

Европейский духоход/пневмопаровоз
Европейский духоход/пневмопаровоз

Духоход эксплуатировался на Николаевской (Петербург - Москва) железной дороге до лета 1862 года. А судя по тому, что статья в газете о нём вышла в феврале 1862 года, начали его эксплуатировать примерно в это время. К слову, машинистом был сын Барановского. К сожалению, духоход опередил своё время и был слишком сложен для него, а позже уже появилась электрическая и тепловозная тяга, так что духоход был забыт, проработав всего около полугода.

Мои статьи о других интересных локомотивах:

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Все мы привыкли к тому, что вагоны на железной дороге приводят в движение электровозы, либо тепловозы.-6