Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В целом, на железной дороге есть три типа локомотивов, по роду тяги: паровоз, тепловоз и электровоз. Сюда ещё можно газотурбовозы добавить, но они куда менее распространены. Да, есть ещё всякие электротепловозы и дизель-электропоезда, а также контакторно-аккумуляторные электровозы, ещё были аэровагоны, но это уж совсем экзотика.
Но вот, пожалуй, самый удивительный и странный локомотив, который только можно представить - это как раз электропаровоз. Пепелац, о котором мы сегодня и поговорим. Вопросов тут возникает много: начиная с того, что это помесь паровой тяги, которая появилась первой на железной дороге и электрической, которую внедрили последней. Ну а заканчивая смыслом всей этой затеи.
Как это вообще родилось на свет?
Дело было в Швейцарии во время Второй мировой войны. На тот момент, в стране уже была развитая сеть электрифицированных железных дорог, на которой, соответственно, эксплуатировались электровозы. К тому же, электрическая энергия вырабатывалась на местных гидроэлектростанциях и, по большому счёту, была в избытке.
И хоть есть известный факт, что Швейцария сохраняла нейтралитет во Второй мировой войне (да и в Первой тоже), эта война всё равно вносила свои коррективы в мирную жизнь этой страны. На тот момент все ещё продолжали эксплуатироваться паровозы, но из-за бушевавшей войны с поставками угля были проблемы. Поэтому перед инженерами была поставлена задача модернизировать паровоз, чтобы он мог использовать использовать доступную в избытке электроэнергию, при этом, чтобы работы по модернизации не требовали сильных затрат ресурсов.
Напомню про работу паровоза
Чтобы понять зачем нужен электропаровоз, надо вспомнить как работает паровоз. На всякий случай я вкратце расскажу: в топке сгорает уголь, выделяется тепловая энергия, благодаря которой в котле греется вода и превращается в пар. Который потом ещё подвергается перегреву. Пар этот поступает в цилиндры, где давит на поршни, приводя их в действие. Ну и поступательное движение («взад-вперед») поршня преобразуется во вращательное, при помощи кривошипно-шатунного механизма.
Что поменялось в электропаровозе?
По большому счёту, только одна вещь: если в обычном паровозе вода нагревается засчёт сгорания угля, то в электропаровозе - её нагревают электрические нагреватели - по тому же принципу, что и старые кипятильники.
Однако, КПД локомотива от этого всё равно больше не стал. Но такая цель и не стояла, напомню, цель была сменить энергоресурс (слово топливо тут не очень подходит) с угля на электроэнергию, при этом не меняя принципиальную схему локомотива. Кстати, локомотив этот имеет обозначение SBB E 3/3. Работал он от контактной сети переменного тока напряжением 15 кВ 16,66 герц. Это было временное решение, поэтому широкого распространения он, конечно же, не получил.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!