Найти тему
ПОД СТУК

Локомотив с ядерным реактором внутри (или атомовоз), который хотели построить в СССР. Что это был за проект?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На железных дорогах всего мира существует великое множество разных локомотивов, приводимых в движение самыми разными способами. Помимо классических электровозов, тепловозов и паровозов, были (есть) ещё теплопаровозы, электропаровозы, электротепловозы, контактно-аккумуляторные электровозы, ну и газотурбовозы. Последние, правда, более распространены, нежели предыдущие четверо.

Однако, пожалуй, самое необычное, что приходило человечеству в голову, и, при этом, способное ездить по рельсам - это атомовоз. Да, вы всё верно поняли, это что-то типа тепловоза, вот только вместо дизельной установки и солярки - ядерный реактор и урановые стержни.

Проект СССР

Возникла такая идея в Советском Союзе, в 1983 году, когда понадобился локомотив для боевого ракетного железнодорожного комплекса (БЖРК), о котором я вам уже рассказывал. Главным достоинством такого локомотива была бы почти полная автономность (что важно для такого поезда), по сравнению с тепловозами.

-2

К 1985 году был разработан конструктивный вариант атомовоза с реактором на быстрых нейтронах БОР-60, который обеспечивает тепловую мощность в 60 МВт и электрическую в 12 МВт. Атомовоз состоял из трёх секций - крайние представляли собой модернизированные секции тепловоза 2ТЭ116, в которых размещались вспомогательные дизели и турбогенераторы. Ну а в средней секции планировалось разместить собственно ядерный реактор.

Автор: Айдаров Д.
Автор: Айдаров Д.

Принцип работы атомовоза

Принцип работы здесь такой же, как и у классической атомной электростанции. Постараюсь объяснить на пальцах: в процессе ядерной реакции выделяется огромное количество тепла, которое передаётся на теплоноситель, а тот, в свою очередь, греет воду в парогенераторе. Далее идёт паровая турбина, которую вращает пар под давлением. Вал турбины вращает ротор в электрогенераторе, вырабатывается электричество.

-4

Ну а полученное в ходе всей этой истории электричество используется для питания тяговых электродвигателей, за счёт которых локомотив и приводится в движение. Короче говоря, это совмещение классического тепловоза с электрической передачей с такой же классической атомной электростанцией.

Опасность атомовоза

Причина, по которой атомовоз так и не построили (к слову программу свернули всё в том же 1985 году) - весьма банальна. Это опасность радиационного заражения местности в случае крушения, террористического акта или другой аварии.

-5

Помимо атомовоза как такового, были также идеи создать полноценный поезд на сверхширокой колее (в 3-5 метров), в состав которого бы входили как грузовые, так и пассажирские (разумеется двух, а то и трёхэтажные) вагоны. Ну а во главе всего это дела был бы гордо прицеплен атомовоз. Впрочем, как мы можем видеть, все эти идеи так и остались либо на бумаге, либо в головах. Ну и, пожалуй, слава богу.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-6