54,6K подписчиков

Как инженеры скрещивали самолёт с поездом и получали аэровагон, который в 1930 уже был быстрее «Сапсана»

20K прочитали

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье затронем историю и поговорим про такой диковинный вид подвижного состава, как аэровагоны, который, тем не менее, не прижился.

Аэровагон, по своей сути, является частным случаем автомотрисы, вот только приводится в движение он не с помощью дизеля и передачи, или тягового электродвигателя, а с помощью тяги воздушного винта.

Цеппелин Крукенберга, о котором далее
Цеппелин Крукенберга, о котором далее

Попытки создать аэровагон датируются 10-ми - 30-ми годами прошлого столетия. Первыми в этом деле были немцы, которые создали аэродрезину в 1917 году. Изображений её, к сожалению нет, однако известно, что вагон с пропеллером мог развить скорость около 100 километров в час.

ОБНОВЛЕНО: Фотография нашлась, спасибо подписчику Dampflok.
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье затронем историю и поговорим про такой диковинный вид подвижного состава, как аэровагоны, который, тем не менее, не прижился.-2

Русский вариант

Далее, в 1921 году в России инженером-самоучкой Валерианом Абаковским был построен аэровагон, который по конструкции представлял собой дрезину с обтекаемым кузовом, оборудованную авиационным двигателем и двухлопастным винтом.

Данное транспортное средство могло развить скорость до 140 километров в час, однако в движении вся эта конструкция издавала страшнейший грохот. В то время такую скорость могли развить разве что самолёты и некоторые гоночные автомобили.

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье затронем историю и поговорим про такой диковинный вид подвижного состава, как аэровагоны, который, тем не менее, не прижился.-3

Пассажирами в испытательной поездке стали партийные деятели, а также иностранные коммунисты. Вся команда состояла из 22 человек. Маршрут был от Москвы до Тулы.

Поездка в стороны Тулы прошла успешно, а вот на обратном пути, в районе Серпухова, на скорости приблизительно 85 километров час, аэровагон сошёл с рельсов и улетел под откос. На месте погибли шесть человек, в том числе и сам конструктор Абаковский. Ещё один человек скончался позднее от полученных травм.

Тем не менее, официальной причиной крушения считаются вовсе не недостатки конструкции, а невероятно плохое состояние железнодорожных путей, по которым просто невозможно было безопасно передвигаться на столь высоких (по тем временам) скоростях.

Цеппелин Крукенберга

А вот это уже действительно серьёзная техника. Внешний облик шиненцеппелина (рельсового цеппелина) напоминал дирижабль. В движение автомотриса приводилась с помощью двухлопастного (а сначала четырёхлопастного) винта, расположенного сзади.

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье затронем историю и поговорим про такой диковинный вид подвижного состава, как аэровагоны, который, тем не менее, не прижился.-4

Этот аэровагон, вмещавший 40 пассажиров, является детищем инженера-самолётостроителя Франца Кукенберга. Двигатель был установлен авиационный, мощностью 600 лошадиных сил.

21 июня 1931 года, это чудо установило мировой рекорд скорости среди железнодорожного транспорта - 230,2 километров в час. Этот рекорд был побит только в 1954 году французским электровозом CC 7121. А для автомотрис с бензиновым двигателем этот рекорд до сих пор остаётся непревзойденным, однако не думаю, что есть какая-то сильная необходимость его побивать.

СС-7102
СС-7102

Проблемы аэровагонов

Как вы можете заметить, аэровагоны применения так и не нашли. Связано это с многими факторами:

  • Просто невероятный шум
  • Опасность применения открытого винта на заполненных людьми платформах
  • Трудность присоединения дополнительных вагонов
  • Нехватка тяги для подъёма на склоны

Позднее предпринимались попытки создать автомотрису с уже реактивными двигателями, однако и эта идея особого применения не нашла.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Читать далее:
Насколько плотная межвагонная резина (суфле)? Можно ли сквозь неё протиснуться и проехать зайцем?
А законна ли монополия РЖД в России? Не противоречит ли это антимонопольному законодательству?
Существует ли расписание для грузовых поездов на железной дороге. Где его можно посмотреть?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье затронем историю и поговорим про такой диковинный вид подвижного состава, как аэровагоны, который, тем не менее, не прижился.-6