Найти тему
Игорь Шишкин

Не ошибка, а система: очередной типовой скандал на поле культуры

Кипят страсти по поводу новой экранизации «Мастера и Маргариты». А что собственно случилось? Ничего нового. Режиссер, некий Локшин, получивший из государственной казны на съемки фильма огромные деньги (по разным оценкам от полумиллиарда до миллиарда рублей), оказался патентованным русофобом, причем, открыто выражающим свою ненависть к России и русским в социальных сетях. Ничего нового. Абсолютно типовая для нас история. Такие скандалы идут один за другим.

Больше всего в этой истории удивляет, не очередной купающийся в бюджетных деньгах русофоб, а искреннее удивление многих пишущих об этой истории - «Как же такое могло случиться?!».

Полагаю, давно уже пора задаться прямо противоположным вопросом: «А могло ли быть иначе?».

Разве не очевидно, что все эти галкины, локшины, серебренников и далее по списку, засыпанные государственными деньгами – инструменты культурной политики, которую считали нужным проводить руководители, или, как теперь принято говорить, кураторы российской культурной политики. Какая была культурная политика, такие инструменты в лице всех этих русофобов для ее наиболее эффективной реализации и подбирали кураторы. Очевидно же, что Бурляев никогда ни за какие миллиарды не стал бы делать того, что готов был делать и с радостью делал тот же Серебренников (которого помнится за доказанное в суде хищение колоссальных бюджетных сумм лишь «пожурили»).

Конечно, надо признать, что СВО многое на поле культуры изменила. Если раньше и «инструменты» были неприкасаемыми, то теперь их, если зарываются и забываются, могут и в «иноагенты» записать. Но руководители/кураторы остались прежними. На этом уровне сменились лишь маски – все вчерашние либералы дружно стали патриотами.

Поэтому можно и нужно возмущаться действиями «инструментов», но нужно отдавать себе отчет в том, что пока не изменятся руководители культурной политики России (на федеральном и региональном уровнях) на место одного залитого бюджетными деньгами русофоба будет приходить другой.