Найти тему
НУАР-NOIR

Сумрачное сияние ардеко в отсветах нуара

Автор арт-проекта «Аврора Нуар» Тим Разумовский может считаться в большей степени израильским, нежели советским художником, хотя его детство прошло именно в СССР. Не исключено, что именно по этой причине в наименовании проекта есть некие «революционные аллюзии».

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

Хотя надо учитывать, то «Аврора» - это не только революционный крейсер, вставший на вечный причал в Ленинграде-Петербурге, но и римская богиня утренней зари, нередко появлявшаяся в золотых облачениях, как бы предрекая восход солнца.

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

А потому данный римский персонаж часто соотносился со стилем ардеко, отличительными чертами которого было стремление к комбинации органичности и вычурной крикливости. Казалось бы, взаимоисключающие друг друга тенденции.

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

Оттого ардеко остался в истории культуры как парадоксальное явление, с одной стороны как бы заявляющее о торжестве дизайнерской мысли, но с другой стороны, буквально кричащее о важности «внешнего успеха».

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

Не может быть случайным, что одной из ассоциаций с ардеко был т.н. «гангстерский шик», соотносимый с вечерникам, с клубами, с чарльстоном. При этом всём у такой жизни была и обратная сторона – сумрачная и неприглядная, которая стала основой кинематографического нуара.

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

То есть «Аврора Нуар» - это в высшей мере концептуальный проект, который на одном из частных случаев, а именно, в выдуманном фанатическом мире, демонстрирует законы диалектики, говорящие о борьбе и единстве противоположностей.

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

Чрезвычайно удачно явлено вызывающее сочетание яркого и пасмурного, естественного и искусственного. Роботы и люди, убийцы и оперные дивы – они соседствуют другу с другом, не видя в этом особого парадокса. Таков мир «Авроры».

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

Для нас же указанный в высшей мере исключительный проект ценен тем, что дает возможность продемонстрировать возможности разрабатываемой «теории аллюзиорности», которая предполагает, что вся культура и искусство состоит из бесконечного количества аллюзий, то есть отсылок либо к жизненным событиям, либо к иным произведениям.

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

Общие пейзажи явно вдохновлены «Метрополисом» Фрица Ланга, оттуда же пришили отдельные фемино-роботы. Сцена гангстерской расправы с киборгами является отсылкой к одному из лучших фантастических триллеров «Я – робот», недаром его снимал «сумрачный гений» Алекс Пройас («Ворон», «Тёмный город»)

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

Сцены из казино, в котором соседствуют разнородные игроки, вызывает в памяти фантастическую ленту «Конгресс», в которой более остро, чем во многих иных фантастических фильмах был поставлен вопрос о том, что есть «действительное»?

Работа Тима Разумовского
Работа Тима Разумовского

Оперные эпизоды проекта наводят на мысль о «Пятом элементе». А вот персонаж, снабженный в груди двумя портативными пулеметами, скорее всего, был импровизационной отсылкой к «Машине» из кинокартины «От заката до рассвета». Только оружие, внезапно возникающее в критической ситуации, у него располагалось в иной части тела.