Некто давным-давно отметил, что манеры гангстеров из кино (и да в реальности тоже) напоминает поведение школьников пубертатного периода, что и стало предпосылкой возникновения т.н. «подросткового нуара». Когда типично криминальные ситуации переносятся в школьную среду.
Важно отличать это направление в кино от лент о молодежных бандах (а потому всякого рода предшественники «Слова пацана» - не подростковый нуар, хотя явление и родственное). Подростки должны быть и объектами, и субъектами сюжета, то есть и нарушителями, и «сыщиками», при этом оставляя взрослых где-то за канвой рассказа.
Отправной точкой можно полагать многочисленные фильмы и повести о девочке-детективе Нэнси Дрю. Появились они ещё в эпоху «классического Голливуда», хотя последние творения очень сильно разнятся между собой. Например, в сериале явно перестарались с вызывающими темами, а вот фильм «Нэнси Дрю и потайная лестница» (2019) можно смело рекомендовать.
Формальной точкой отсчета подросткового нуара как явления всё-таки молодого можно считать фильм «Смертельное влечение» (1988), который не так давно был превращен в сериал. Новенький в школе оказался не бунтарем, а почти маньяком, но главная героиня понимает это слишком поздно.
Образцовым представителем этого жанрового направления допустимо назвать сериал «Вероника Марс», когда героине приходится стать школьным детективом, отвечая отнюдь не на детские вопросы.
Очень серьезные проблемы, подняты также в сериале «Тринадцать причин почему», который создан в следовании типично нуарному приему, а именно, «рассказ мертвеца». Погибшая девочка рассказывает (через оставленные кассеты), что толкнуло её оставить жизнь.
Фильм «Кирпич» (2005) считается своего рода классикой. Сюжет и диалоги в стиле Хэммета перенесены в школьные коридоры, хотя куда более важно то, что творится за их пределами. Ой, тут не ладно….
Одновременно с этим вышел на экраны фильм «Чамскраббер» (2005), когда школьники похищают учащегося младших классов. Что показательно: взрослые здесь до ужаса инфантильны, а подростки, напротив, умудрены жизнью.
Умудренность и даже усталость от жизни является центральной темой ленты, которая многим показалось крайне странной - «Донни Дарко» (2001). Хотя на самом деле - это всего лишь рассказ о школьнике, который получил второй шанс на жизнь, но понял, что не может сделать существование вокруг него лучше.
Осознание своих поступков и последствий проходит «красной нитью» через кинокартину «Параноид парк» (2007). Один из юных скейтеров невзначай совершает убийство. Теперь его прежние проблемы кажутся сущей ерундой, так как жизнь превратилась в один затяжной приступ паранойи.
Сериал «Ривердейл» начался очень и очень неплохо, так как предлагал зрителю тайну гибли одного из школьников, которую должны были расследовать его одноклассники. Однако в итоге подростковые проблемы поданы как одна сплошная девиация, что вызывает нешуточную обеспокоенность нравственным здоровьем уже всех жителей небольшого городка.
Заканчиваем наш обзор упоминанием фильма «Ноябрьские преступники» (2017), в котором конфликт поколений случился между одногодками, более того приятельствующими девочкой и юношей. Последний никак не хочет взрослеть, а потому полагает себя «частным детективом». В определенных условиях весьма небезопасное занятие.