Найти тему
Aleksis

Дело № ________ (9 часть)

По обвинению О гибели Туристов в районе горы Отортен

Здравствуйте. Странно звучит фраза: "Ежегодно 27 января в Санкт-Петербурге отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады...", правда?

Хочу Вам рассказать про одно блокадное Дело за № 2953-42, так называемое "хлебное дело" с грифом "Хранить вечно".

"хлебное дело"
"хлебное дело"

Сегодня, 28 января, (не в качестве рекламы!!!!) телеканал РЕН ТВ начнёт показ сериала режиссера Виталия Воробьева «Банда ЗИГ ЗАГ», сериал о подвиге народа и о предательстве, основанный на материалах этого дела. Трудно было читать дело, слеза постоянно стояла в глазу. Искал я не его, на это дело наткнулся случайно..., искал дела с № ХХХХ - ХХ, после высказывания одной пользовательницы Дзен-а Gentle Monster: "...уголовных дел с указанным вами номером не бывает по определению." Бывают..., я нашёл больше десятка. Но сейчас не об том, сейчас о случайностях... Ленинград, 21 февраля 1942 года. Дело начиналось так: дежурный Смольнинского райотдела НКВД принял телефонный звонок. Заведующая одного из магазинов сообщила, что к ней обратилась неизвестная женщина с просьбой “отоварить” 550 талонов на сахар и 176 талонов на хлеб. Причем, все талоны от детских карточек. За услуги неизвестная предложила завмагу взять себе 8 килограммов хлеба и 1,5 сахара: "бери, бери хлебушек для детишек”. Заведующая заподозрила неладное, но сделала вид, что готова на сделку. Покупательница спросила, нельзя ли получить еще продуктов? Заручившись согласием, она побежала домой за очередной партией талонов и сумками, а заведующая в это время позвонила на Елизарова 1...

В те годы, на уголовных делах в следственных органах номера были трёх-, четырёх-, пятизначные, на некоторых, через тире, ставились две последние цифры года. Я точно знаю, что первые две цифры - это код подразделения, которое возбудило УД, потом одна, две или три цифры - собственно номер по порядку регистрации в журнале. А вот как применить эти знания? Господин случай! Я неплохо знаю Питер, и меня напряг Смольнинский район, потому, что Елизарова находится в Невском районе. Начал искать и вот: Невский район (с 1920 по 1949 год - Володарский район) - административно-территориальная единица Ленинграда. Расположен на юго-востоке города и является единственным районом, расположенным на обоих берегах Невы. Образован путём нескольких преобразований других районов города и пригорода, таких как: Обуховский и большая часть Смольнинского (упразнённого) районов, рабочий посёлок Рыбацкое.

А теперь, как говорил дедушка Ленин: "...когда мы нахрена-то захватили телеграф, давайте захватим уже и почту... :-)" Набираю в поиске проспект Елизарова 1 и получаю:

29?
29?

Номер дела 2953 - 42, почтовый индекс 192029? Странно, а ведь правда!!!, ведь всё поменялось в нашей жизни..., кроме номера индекса!... Пробежался по другим делам, всё сходится..., подставляю к Свердловскому индексу 620000 число 25 из № 3/2518-59 и получаю:

Кольцово?
Кольцово?

Где-то я уже слышал про Кольцово? Ах, да!, воспоминания Игоря Ментюкова!, пилота Су-9, единственного "наведённого" на самолёт-разведчик Lockheed U-2, Френсиса Гери Пауэрса: «... получаю по рации приказ: «Я — «Сокол», 732-й, как меня слышите? Слушайте меня внимательно. Цель - реальная, высотная. Таранить. Приказ Москвы. Передал «Дракон» (Евгений Савицкий - пр. авт.) . Пошли минуты раздумья. Серьезный значит случай, если приказ передает сам «Дракон». Отвечаю: «К тарану готов. Единственная просьба, не забыть семью и мать... Все будет сделано». Таран всегда опасен, а в моем положении - верная гибель. Вся загвоздка в том, что к боевому вылету я не готовился. Перегонял самолёт из Новосибирска в Барановичи, где должен был заступить на боевое дежурство. Взлетел без ракет, а авиационных пушек на Су-9 нет. К тому же на мне не было и высотно-компенсирующего костюма, гермошлема. Во время перегонки самолетов это нам не требовалось. На высоте 20.000-21.000 метров меня в случае катапультирования разорвало бы, как воздушный шарик, на кусочки. И потом о каком-либо пессимизме говорить нет оснований — для летчика святое дело позаботиться о семье. А моя Людмила ждала ребенка, погибни я, нелегко бы ей пришлось одной с младенцем на руках. Кстати, сын родился 1 сентября 1960 года, ровно через четыре месяца после того злополучного полета. Иду в направлении Челябинска минут 17, а на связь никто не выходит. Подумал уже, направили и забыли. Но тут в наушниках раздалось: «Как меня слышите?» «Нормально», - отвечаю. «Следуйте этим курсом». Чуть позже: «Топливо выработал в баках?» Говорю: «Нет еще». Однако тут же последовала команда: «Бросай баки: пойдешь на таран». Сбросил баки. Команда: «Форсаж». Включил форсаж, развернул самолет на 120 градусов и разогнал его до скорости M=1,9, а может до М=2,0. Меня начали выводить на 20-километровую высоту. Прошло несколько минут, сообщают: «До цели 25 километров». Включил прицел, а экран в помехах. Вот незадача. После старта работал нормально, а тут… Говорю: «Прицел забит помехами, применяю визуальное обнаружение». Но и здесь сложности. У U-2 скорость 750–780 км/час, а у меня две с лишним. Словом, не вижу цели, хоть убей. Когда до цели осталось километров 12, мне сообщили, что она начала разворот. Уже потом узнал — в этот момент она пропадает на экране РЛС. Делаю разворот за самолётом-нарушителем. Мне сообщают, что я обгоняю цель на расстоянии 8 километров, проскакиваю её. Генерал кричит мне: «Выключай форсаж: сбавляй скорость!» «Нельзя выключать», — я тоже вскипел, поняв, что на КП не знали, как использовать и наводить Су-9. «Выключай, это приказ» Спрашиваю о местонахождении цели. Мне с КП: «Цель сзади». Предпринимаю новый разворот, но чувствую, что падаю. Шёл ведь без форсажа, не заметил, как скорость понизилась до 300 км/час. Свалился на 15 тысяч метров. А с КП: «Включай форсаж». Зло опять взяло, кричу: «Надо знать, как и на каких скоростях он включается». Разогнал самолёт до 450 километров, пробую включить форсаж, хотя он включается при 550 километрах. В это время загорается лампочка — аварийный остаток топлива. Становится ясно — наведение сорвалось. Дают указание — «Тяните до Кольцово»

Сейчас здесь аэропорт, а 1959 году был военный аэродром.
Сейчас здесь аэропорт, а 1959 году был военный аэродром.

Всё-таки военные?

На сегодня всё. Не болейте. Берегите себя. Соблюдая правила и рекомендации о том, как безопасно смотреть телевизор, посмотрите сериал «Банда ЗИГ ЗАГ» (обязательно обсудим), всем удачи.