Найти в Дзене
Деньги Мира

Голова Берлиоза или Немного Италии на Французских Франках

В 1972 году в рамках программы по замене денежных знаков старого образца руководством Банка Франции было принято решение по замене билетов в 10 франков с портретом Вольтера (количество поддельных купюр этого номинала было особенно большим). В последующие годы замене подлежали и все остальные купюры — в 50 и 100 франков. Темами оформления должны были быть, как и раньше, портреты великих деятелей науки и культуры. Архитектурные памятники, связанные с их памятью, оставались, но они должны сопровождаться и иными сюжетами — например, фрагментами картин. Для оформления новой купюры были выбраны работы художника Люсьена Фонтанарозы, уже известного по выпущенной несколькими годами ранее бумажке в 500 франков. На новых десяти франках художник изобразил портрет выдающегося композитора Гектора Берлиоза, работы Эмиля Синьоля. На лицевой стороне художник изображён во время исполнения одного из своих главных произведений - «Реквиема» в Доме Инвалидов в Париже (это было в 1837 году). Интересно, что н

В 1972 году в рамках программы по замене денежных знаков старого образца руководством Банка Франции было принято решение по замене билетов в 10 франков с портретом Вольтера (количество поддельных купюр этого номинала было особенно большим). В последующие годы замене подлежали и все остальные купюры — в 50 и 100 франков. Темами оформления должны были быть, как и раньше, портреты великих деятелей науки и культуры. Архитектурные памятники, связанные с их памятью, оставались, но они должны сопровождаться и иными сюжетами — например, фрагментами картин.

Для оформления новой купюры были выбраны работы художника Люсьена Фонтанарозы, уже известного по выпущенной несколькими годами ранее бумажке в 500 франков. На новых десяти франках художник изобразил портрет выдающегося композитора Гектора Берлиоза, работы Эмиля Синьоля.

На лицевой стороне художник изображён во время исполнения одного из своих главных произведений - «Реквиема» в Доме Инвалидов в Париже (это было в 1837 году).

-2

Интересно, что на обороте композитор изображён на фоне не французских, а итальянских зданий, а именно - римской виллы Медичи, где он жил, будучи удостоен Римской премии за успехи в музыке. Рядом с портретом художника виден гриф гитары — её подарил Берлиозу Паганини, потрясённый его творчеством. Далеко на заднем плане видны замок Святого Ангела и собор Святого Петра — самые характерные римские постройки; в этом городе Берлиоз провёл немало времени, постигая тайны итальянской музыки. Кроме того, этим художник отдал дань уважения своей родине (он был итальянцем по происхождению).

-3

«Выбор этого варианта оказался весьма удачным. Фонтанарозу хвалят за хорошо подобранную цветовую гамму и общую композицию рисунка; банкнота в некоторой степени будет напоминать картины эпохи, в которой жил Берлиоз. Шрифты, которыми выполнены надписи, словно взяты с театральных афиш того времени… Люсьен сделал наши деньги более современными, более технологичными, более европейскими… ».

В обращение банкнота вышла в 1974 году, но спустя шесть лет была изъята — и дело не только в подделках, но и в росте инфляции, сделавшей ненужной дальнейшую печать мелких купюр. Их заменили монеты в 10 франков (к слову, выпущенные в том же 1974 году), а позже Банк Франции приступил к выпуску билетов в 20 франков, на которых вновь поместили портрет композитора — на этот раз это был Клод Дебюсси. К печати десятифранковых билетов больше не возвращались.

см. также: