Сёдо («путь письма»), или японская каллиграфия, является изящным искусством письма. Оно уходит своими корнями в Китай, как и многие другие традиционные японские искусства.
В Японии самым уважаемым каллиграфом долгое время был Ван Сичжи – китайский мастер IV века. Используя только кисти и тушь, каллиграфические произведения стали популярны среди знати и самого императора.
Хорошая каллиграфия расценивается как искусство и требует многолетних самоотверженных тренировок.
Японские мастера создали новые стили, которые характеризуются простотой и эмоциональностью. Во времена эпохи Эдо (1600-1868 гг.) появились декоративные стили, такие как кабукимодзи и джоруримодзи.
Материалы и инструменты для японской каллиграфии
Первое составляющая искусства- кисть, которая обычно изготавливалась из шерсти животных. Также, по слухам, кисти из волос маленьких детей приносили удачу на имперских экзаменах.
Кисти могут быть разных размеров и форм, в зависимости от того, какой эффект нужно достичь. Чернила также могут быть разными, но наиболее часто используются черные или темно-синие.
Бумага Васи – это особый вид японской бумаги, который изготавливается из волокон коры дерева Гампи. Этот процесс длительный и сложный, но в результате получается очень прочная и красивая бумага.
Она используется для изготовления различных предметов, включая одежду, игрушки, ритуальные предметы и даже оболочки для аэростатов. Сегодня бумага Васи в основном используется для японской каллиграфии и искусства Сёдо.
Третья составляющая искусства каллиграфии и живописи в Японии - это тушь. Она изготавливается из сажи и животного клея с добавлением благовоний и используется в сухом виде. Для работы тушь разводят водой, получая темную жидкость, концентрацию которой можно регулировать, добавляя больше туши или воды
Четвертый элемент искусства каллиграфии и живописи в Японии - тушечница, или тушечный камень, используемый для растирания твердой туши.
Тушечницы могут изготавливаться из различных материалов, таких как камень, фарфор, металл, дерево, хрусталь, нефрит, драгоценные камни, золото и серебро. В богатых домах можно было найти очень дорогие тушечницы, сделанные из редких и ценных материалов.
Техники японской каллиграфии
Японская каллиграфия произошла от китайской, поэтому имеет много общего в принципах и методах. Основные стили сёдо включают:
- Иероглифы печати Чжуаншу. Этот стиль письма был официальным стилем в древних царствах Чжоу и Цинь и появился в период между VIII - III веками до нашей эры. Он имеет два основных варианта: большая печать (дачжуань) и малая печать. Чжуаньшу - один из самых распространенных и древних стилей каллиграфии.
- Официальное письмо Лишу. Этот стиль письма, также известный как цзошу, возник во второй половине III века до нашей эры в период правления династий Цинь и Хань. Лишу был более быстрым и эффективным, позволяя экономить время при написании. Этот стиль характеризуется квадратной формой иероглифов, жесткой структурой и строгой перпендикулярностью вертикальных и горизонтальных линий. Из-за необходимости экономить место на бамбуковых дощечках, в этом стиле больше внимания уделяется ширине иероглифа, чем его длине. Лишу сыграл значительную роль в развитии образования и науки в древнем Китае.
- Эдомодзи - это стиль японской каллиграфии, который был разработан в период Эдо и использовался для создания рекламных объявлений и вывесок. Сегодня он часто используется в Китае и Корее для оформления японских ресторанов и других заведений.
- Цаошу - это скорописный стиль письма, который характеризуется упрощенностью, плавностью и безотрывностью линий. Этот стиль позволяет писать быстрее, но может быть трудно читаем для тех, кто не знаком с ним. Он обычно используется для стенографии или как каллиграфический стиль и может быть непонятен для тех, кто знаком только с стандартными формами китайских иероглифов.
- Синшу. Исторический стиль китайской каллиграфии, который отличается непрерывностью линий. В этом стиле кисть движется непрерывно, и ее почти не отрывают от бумаги. Этот стиль является одним из самых молодых и произошел от стиля кайшу. Образованный китаец может прочитать большую часть текста, написанного в стиле синшу.
- Кайшу. Стиль письма, который возник в эпоху династии Хань и достиг своего расцвета в период династии Тан. Этот стиль характеризуется более стандартными и простыми формами иероглифов по сравнению с другими стилями. Благодаря своей простоте и удобству, кайшу стал очень популярным и широко распространенным стилем письма.
Современная японская каллиграфия
Сегодня одной из главных организаций в области японской каллиграфии является Ассоциация мастеров современной каллиграфии, основанная в 1948 году.
В современной Японии сёдо является популярным предметом для начальной школы, так как считается, что сосредоточенность и неподвижность ребенка во время занятий развивают полезные навыки.
В средней школе каллиграфия является частью программы по искусству, наряду с музыкой и живописью. Некоторые университеты, включая Университет Цукуба, Токийский университет Гакугеи и Университет Фукуока предлагают специализированные курсы по каллиграфии и педагогические программы по сёдо.