И так, продолжая тему, начатую мной здесь, нужно определиться с видом отношений, которые возникают между наставником/преподавателем/коучем или иным человеком, которые дает контент и потребителем или человеком, который этот контент приобретает.
(Примечание: Я знаю, что в канале много юристов, но стараюсь специально писать обывательским языком и «широкими мазками», чтобы было понятно обычным людям).
В целом, выделяется несколько основных видов отношений:
1. Отношения по поводу какой-то вещи, назовем ее товаром 🍏;
2. Отношения по поводу какого-то цифрового актива (доступ к записи онлайн-уроков или иному оцифрованному объекту интеллектуального труда)💾;
3. Отношения по поводу получения какой-то услуги, то есть длящейся процесс, где преподаватель или предприниматель что-то делает в интересах клиента 🚴🏻♂️.
4. Отношения, по факту которого должен появиться какой-то результат, что есть что-то должно быть создано вновь🧶.
К наставничеству/инфобизу/обучению применимы в основном два из 4х видов: 2-й и 3-й.
То есть вы получаете доступ к онлайн-урокам и получаете какое-то сопровождение от наставника или его команды.
Первая часть - это лицензионный договор, то есть вы платите за доступ к интеллектуальному труду наставника или школы, к которому бесплатного доступа нет.
И как только вы получили этот доступ, обязанность наставника в этой части считается исполненной, а оплаченная сумма не подлежит возврату.
В противном случае было бы много злоупотреблений, когда люди и уроки посмотрели за один день (или скачали) и деньги получили обратно.
Поэтому я своим клиентам прописываю этот блок в договоре отдельно, четко определяя какой это характер отношений и когда они завершаются. Даже, если доступ к курсу дается на длительный срок.
(Есть много «но» в этом вопросе, но в общем, отношения выглядят именно так).
Вторая часть - это оказание услуги, то есть процесс осуществления каких-то действий в ваших интересах.
А теперь ВНИМАНИЕ ‼️
Договор оказания услуг не может включать в себя какой-либо результат.
Именно этим он отличается от договора подряда, где результат как раз является сутью отношений, а сам процесс особо не важен.
Исходя из этого, если в вашу пользу были оказаны услуги, указанные в договоре, то обязательства наставника или иного лица, который эти услуги оказывал, исполнены.
И клиент не имеет права требовать какого-то результата.
Таким образом, все доводы клиентов, о том, что им «не понравилось», «они не нашли ничего ценного», «они не получили результат от ваших услуг» является исключительно невежественной манипуляцией, которая ничего общего не имеет с законом.
Да, здесь нужно учитывать, что вы обещали на старте и оказали ли вы услуги полностью.
Если вы полностью услуги не оказали, то за неиспользованный период клиент, отказавшийся от договора, может потребовать возврат и вы обязаны его сделать (если, конечно, за отказ от договора не установлена штрафная неустойка или вы не докажите, что уже потратили деньги на организацию процесса оказания услуг клиенту на будущий период, от которого он отказывается).
Относительно обещания результата на старте, здесь все зависит от формулировки, которую вы указываете.
Я бы вообще не рекомендовал в договоре указывать какой-то результат.
Здесь как минимум можно отхватить ответственность недобросовестную рекламу.
И еще один СУПЕР важный момент: сложность взаимоотношения с клиентами физическими лицами обусловлена применением закона о защите прав потребителя и склонностью судов к защите потребителей.
Но есть как минимум один лайф-хак, как уйти от применения этого закона к вашим отношениям.
Но это уже за деньги 🫰
Продолжение следует…