«Все треки имеют особое значение»: композитор «Фарса убитой нежити» о пианизме, саспенсе и народной музыке

Время для музыкальной паузы: портал Anitrendz посредством электронной почты расспросил композитора Юму Ямагути о работе над саундтреком к «Фарсу убитой нежити». Это диковинная новинка прошлого года — мистический детектив, где смешались японский фольклор и европейское бульварное чтиво второй половины XX века. За режиссуру отвечал Синъити Омата («Госпожа Кагуя», «Чистый звук»), а за реализацию — студия Lapin Track («Так сложно любить отаку», «Звезда сада дев»). Работу Ямагути вы могли слышать во «Вкусах молодости», недавно стартовавшей «Металлической Руж» или первом сезоне дунхуа «Агент времени». Все подробности о пианистических прозрениях, народных мелодиях и регуляции саспенса — в интервью, которое специально для вас перевел аниме-канал «Покебол с предсказанием».

«Фарс убитой нежити»
«Фарс убитой нежити»

Расскажите, как вы подходили к созданию музыки для «Фарса убитой нежити»?

Со мной связался музыкальный продюсер из FUJIPACIFIC MUSIC. Я работал с ними, FUJI TV и Lapin Track над аниме «Я — Кодама Кавасири: Лайфхак по опасному образу жизни» в 2022 году. После этого опыта меня и пригласили.

Будучи пианистом, как вы применили свои знания, чтобы подчеркнуть стиль аниме в саундтреке?

Некоторые отрывки были написаны под сильным пианистическим вдохновением. Структура аккордов для основной темы была чем-то, что используют пианисты джазовые или постклассического направления. Я расширил идею до современного оркестрового исполнения. В композиции MAKURA есть импровизационное партии на фортепиано, а в United Front используются особые фортепианные арпеджио, которые я бы никогда не написал, не будь пианистом.

Юма Ямагути (слева)
Юма Ямагути (слева)

Каково было ваше впечатление от сюжета и стилистики аниме? Как это повлияло на музыку?

В самом начале нашей первой встречи постановщик Синъити Омата и звукорежиссер Кадзухиро Вакабаяси сказали мне, что большинство сцен аниме разворачивается ночью, так что нужны в основном серьезные/мрачные музыкальные мотивы. Ознакомившись с сюжетом, я полностью согласился с ними, поэтому написал так много серьезных, мрачных и тяжелых композиций, что не слишком распространено в аниме-саундтреках. На самом деле мне это очень понравилось.

Расскажите о создании трека, который звучит ближе к концу первого эпизода: во время сцены, которую венчает поцелуй Аи и Цугару.

Композиция Immaturity была написан как тема Аи Риндо. Она столкнулась с судьбой: она не может умереть. За свой долгий век она повидала так много жизней и смертей. Я хотел выразить ее отстраненность, таинственность и отчасти грусть. В музыкальном плане я старался писать очень простые мелодии. Основной мотив, исполняемый струнными, выражает её величавость, а средняя часть, в которой звучит флейтовый дуэт, вдохновлена её таинственной жизнью.

«Фарс убитой нежити»
«Фарс убитой нежити»

Над каким треком вам понравилось работать больше всего?

Это действительно сложный вопрос. У меня было так много свободы в сочинении музыки для этого саундтрека… Но если нужно выбрать что-то одно, я выберу Act of God. Первоначально меня попросили написать более оперную или классическую хоровую композицию для сцены появления «Банкета». Однако, начав работать над ней, я почувствовал, что это слишком стереотипно — писать оперную пьесу для батальной сцены. Тогда я позаимствовал идею песни у Bulgarian voices — и написал её на и исходном языке, чтобы сделать космополитичной. Я также потратил много времени на создание звука синтезаторного баса, который тоже играет в этом треке важную роль.

Музыка очень важна для создания напряженности. Есть ли разница в написании «напряженной» музыки для мистических детективов и других жанров?

Что касается саундтрека к «Фарсу», я чувствовал, что все треки имеют особое значение для каждого эпизода. Когда я пишу музыку для других жанров, меня часто просят написать больше фоновой музыки, которую они могли бы воспроизводить в самых разных сценах. Для меня стало испытанием глубоко понять смысл каждого трека и того, как они будут использоваться в аниме.

«Фарс убитой нежити»
«Фарс убитой нежити»

«Фарс» переехал из Японии в Германию, а затем в Великобританию. Вы включали в музыку какие-то национальные элементы?

Я написал несколько композиций, вдохновленных местами из аниме. Например, звукорежиссер попросил, чтобы в британском треке England ощущалась индустриализация. Но вообще в сериале так много уникальных персонажей, которые меня вдохновляли, что я в итоге сочинял музыку, ориентируясь на них нежели на географию.

Когда вы сочиняете музыку, знаете ли вы, как будут выглядеть сцены? Если нет, на что вы опираетесь? А если да — на чем вы сосредотачиваетесь в первую очередь?

Мне показали только черновую раскадровку, прежде чем я начал сочинять. Тем не менее мы с режиссерами много обсуждали все 30 композиций, прежде чем приступил к работе, так что у меня было действительно четкое представление, чего я хочу добиться в этот раз. Как я упоминал ранее, в этом аниме много уникальных персонажей, поэтому я написал музыку, чтобы соответствовать им.

Например, трек Immortality написан как тема Аи Риндо, ONIGOROSHI — для Цугару Синути, а TACHIKAGE назван в честь оружия Сидзуку Хасэи. Кроме того, я сочинил музыку специально для сцен MAKURA и KOKKEIBANASHI, вдохновяясь комедийным разговором Аи и Цугару.

«Фарс убитой нежити»
«Фарс убитой нежити»

Чем музыка к «Фарсу» отличается от других ваших сочинений?

Этому аниме потребовалось так много серьезных, тяжелых и мрачных треков по сравнению с обычными саундтреками. Я должен был писать в рамках этого жанра, но также внимательно отслеживать градус «темноты».

На что бы вы хотели, чтобы зрители обратили внимание в саундтреке, когда будут смотреть это аниме?

В этом саундтреке все композиции имеют особое значение и смысл для сцен и персонажей, поэтому я буду очень рад, если какие-то эпизоды покажутся вам более впечатляющими именно благодаря музыке. Честно говоря, мистер Омата и мистер Вакабаяси попросили внести лишь несколько небольших правок, так что в музыкальном плане у меня было много свободы. В итоге я написал множество музыкально насыщенных треков в самых разных жанрах: таких, как классика, джаз, IDM, контемпорари и минимализм. Надеюсь, люди оценят разнообразие!

Подписывайтесь на «Покебол с предсказанием». Или поддержите аниме-канал, если уже читаете и любите, что там творится.