Найти в Дзене

Что нужно учитывать, когда вам говорят, что гарантийный срок истек и возврат товара невозможен.

Приобретая подарки перед Новым годом я задумалась над тем, чтобы написать статью по следующей проблеме., Каждый из нас может столкнуться с проблемой: вы подарили подарок, или вам подарили подарок, а он вышел из строя в период гарантийного срока.

Так случилось у меня, и когда я стояла на пункте возврата и гарантийного обслуживания мне довелось послушать ситуации других людей. И я была неприятно удивлена, что люди теряют бдительность и не замечают, как их вводят в заблуждение. Покупателю достаточно часто говорят о том, что его случай не гарантийный, предлагают провести ремонт.

Лично я столкнулась со следующим: поскольку я юрист, а случай мой был однозначно гарантийный, я сама составила претензию. Необходимо было составить акт для возврата товара. Продавец активно стал настаивать, что “у них есть своя форма акта”. Когда я внимательно стала этот акт изучать, то в акте УЖЕ было впечатано, что я сдаю неликвид на ремонт. Я, конечно, вычеркнула ручкой текст, в котором упоминалось о ремонте, сломанном товаре, и том, что я принесла его на ремонт. Напротив зачеркнутого поставила свою подпись.

В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе:

  1. потребовать замены на товар этой же марки (той же модели и (или) артикула);
  2. потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  3. потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  4. потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  5. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Все это прописано в статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» (далее по тексту – ЗПП).

При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара в случае обнаружения в нем недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более, чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Если вам говорят, что это вы сломали товар, но вы знаете, что это не так. Согласно абз.2 п.6 ст.18 ЗПП «В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы».

Для решения этого вопроса может быть назначена экспертиза. И потому, когда Вы сдаете приобретённый Вами товар на эту самую экспертизу убедитесь, пожалуйста, что  в акте именно об этом идет речь. В Акте не должно быть написано, что вы принесли сломанный товар на ремонт.

Дополню на что еще нужно обратить внимание, когда обращаетесь по гарантии. В соответствии со ст. 22 Закона о защите прав потребителей, требование о возврате уплаченной за товар суммы, а также требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в десятидневный срок.

В силу п. 1 ст. 23 ЗПП за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя о возврате уплаченной за товар суммы, а также о возмещении убытков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

А еще п. 6 ст. 13 ЗПП предусмотрено, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, штраф, в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Обращаю также внимание, что обращаться территориально Вы можете в удобный для Вас суд. Согласно п. 2 ст. 17 ЗПП Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

  • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора.

Итого, если вы обращаетесь за возвратом или обслуживанием по гарантии, пожалуйста, обратите внимание на:

  1. в документах, которые вам дают на заполнение должны быть написаны формулировки, которые говорят о том, что вам продали брак, и вы принесли его обратно в установленный гарантией срок. Не должно быть написано, что вы принесли сломанный товар на ремонт.
  2. если вы дарите технически сложный товар, имейте в виду, что в случае чего, без заморочек вернуть его человек сможет только в течение 15 дней, дальше нужно будет потрудиться. А это таки подарок.
  3. Если вы исправляете что-то в печатном документе, который вам дали, как образец, ставьте рядом с исправлением свою подпись, в подтверждение, что именно вы вносите эту правку.

Желаю вам покупок без возвратов, и мирного урегулирования всех дел.

Ваша, Катя Ласка

Екатерина Ласка, юрист с 1998 года. Земельное право, патент и авторское право, сопровождение бизнеса и предпринимателей.
Екатерина Ласка, юрист с 1998 года. Земельное право, патент и авторское право, сопровождение бизнеса и предпринимателей.