The Elevated Edition
Накопив деньжат после слабоватого дебютника, Jethro Tull выпустили в 1969 году альбом посложнее и поинтереснее, но, главное – неблюзовый. И Андерсон посчитал это большим прорывом в творчестве. Направлением вперёд стали стили хард-рок/барокко.
К тому времени, когда был выпущен "Stand Up", Jethro Tull превратились из блюз-рок-группы с флейтистом в фолк-рок-группу со звучанием, которое действительно не соответствовало никому другому с точки зрения стиля. Их второй альбом "Stand Up" - прекрасный пример того, что могло бы стать одной из самых странных, эксцентричных и завораживающих групп в истории рок-н-ролла.
Да, звучание немного отличается в лучшую сторону от "This Was". Оба они приличные альбомы и достаточно хорошо выдержаны. Но у обоих различное звучание, которое заставляет задуматься, как группа смогла перейти от блюза к фолку. Если вы немного углубитесь в звучание "Джетро Талл", то заметите, что они не так уж сильно изменились.
Самая большая разница в направлении — это смена гитаристов с Мика Абрахамса на Мартина Барре. Изменение во влиянии заметно, и это то, что оставалось с группой до их последних дней.
Можно сказать, это довольно простой для прослушивания альбом, где каждая песня очень хорошо перетекает одна в другую. Также помогает то, что продолжительность каждого трека не превышает пятиминутной отметки, они короткие, делают то, что должны, и заканчиваются до того, как у них появится хоть малейший шанс затянуться.
Качество звука немного устарело из-за некоторых технических возможностей, которые определённо звучат как 1969 год. Но это далеко не плохо звучащий альбом, на самом деле он звучит лучше, чем некоторые альбомы, вышедшие в 70-х и, даже, чем "The Zealot Gene" 2022 года. Я думаю, что для альбома своего времени у него хорошее грубое тяжёлое звучание, и, даже, по сравнению с гораздо успешными "Муди Блюз" того времени он звучит лучше.
Исполнитель: Jethro Tull "Stand Up (1969, art-rock)
Впервые я открыл для себя "Встань и иди" где-то в 1986 году, когда записал его с прилично звучащего винила себе на плёнку. Пластинка была настолько чистой, что я услышал в наушниках за пару секунд до подъёма тонарма шум той плёнки, с которой сделали матрицу для пласта. Помню, что меня это весьма тогда впечатлило.
Альбом представляет собой квинтэссенцию творчества Яна Андерсона на этапе его становления. Песни демонстрируют множество влияний от хард-рока до джазовых импровизаций.
Как я отметил выше, лидер-гитарист Мартин Барре дебютировал на этом диске, заменив Мика Абрахамса (который ушёл, чтобы присоединиться к Bloodwyn Pig) после того, как решил, что смена музыкального направления после выхода первого альбома ("This Was") не соответствует его музыкальным вкусам.
Игра Барре в "Stand Up" мастерская и пронизана тонкими нюансами, посмотрите только на "Back to the Family". Его поддерживает почтенная ритм-секция а лице Глена Корника на басу и Клайва Банкера на барабанах, которые обеспечивают устойчивый рок-ритм в каждой песне (даже когда Банкер стучит на бонго, его работа на ударных впечатляет).
Иэн Андерсон играет не менее чем на семи инструментах, включая свою фирменную флейту. Он отвечает за то, чтобы этот инструмент занял равное положение с рок-гитарой в этом жанре музыки. Песни мелодичны и наполнены запоминающимися хуками. Игра живая и свежая. Аранжировки превосходны.
Что касается прогрессивной рок-атаки, посмотрите "For a Thousand Mothers", "We Used to Know" и "A New Day Yesterday". Они впечатляют не меньше, чем всё, что Андерсон написал впоследствии.
Такие баллады, как "Look into the Sun" и "Reasons for Waiting", очаровательны. Подборка мелодий также хороша: "Бури", вдохновлённая И.С. Бахом, тяжёлый хит "Новый день вчера" и недооценённая песня "Ничто не просто". В каком ещё альбоме есть усиленный Бах для флейты ("Bouree") наряду с вкусными электрогитарными риффами?
Пропустив этот факт, надо отметить творческий прорыв, благодаря которому альбом остается одним из блестящих успехов Иэна Андерсона. Эта пластинка и последующий альбом ("Benefit") определяют характер звучания Jethro Tull для многих поклонников на десятилетия вперёд.
Это случилось ещё до появления "формулы тяжёлого рока" в "Aqualung"-е и серии "концептуальных" альбомов ("Thick as a Brick", "Passion Play"), которые Андерсон задумал и записал в период 1971-1975 годов, прежде чем муза почти полностью покинула его в череде проходных стандартных альбомов "Талл" в конце восьмидесятых.
Сочетание Глена Корника на бас-гитаре и Клайва Банкера на барабанах весьма привлекательно и, кто знает, чем бы грозило их дальнейшее участие в той формации группы, если бы их не заменили Джеффри Хаммонд-Хаммонд и Барримор Барлоу.
К сожалению, Глен Корник покинул группу после "Бенефиса", чтобы стать одним из основателей группы "Wild Turkey". Клайв Банкер покинул "Талл" после записи "Aqualung"-а. Группа определённо пострадала в результате ухода этих двух стойких игроков, несмотря на "техническое мастерство" тех, кто их заменил.
Обращаюсь к тем поклонникам группы, которые никогда не слышали "Stand Up", непременно приобретите этот диск! Песни являются талловой классикой по построению и исполнению. Фирменная музыкальность в полной мере проявляется на этом альбоме. Тексты Андерсона более доступны, чем его последующие работы. Очевидно, что тут заложен фундамент под постройку будущих монументов.
Так что, если вы поклонник Jethro Tull и у вас нет хайрезной копии "Stand Up", вы делаете что-то очень неправильное. Это один из их многочисленных альбомов must have, он хорошо сочетается с такими, как "Thick As A Brick", "Aqualung" и ""Minstrel In The Gallery". Однако, если вы хотите познать группу, начните своё знакомство сперва с ними.
За те 35 с лишним лет, что я слушаю "Талл", я ни разу даже отдалённо не устал от этого альбома. Все эти годы спустя он по-прежнему для меня наполнен свежей, необычной энергией. Иэн Андерсон всегда окружал себя музыкантами-виртуозами, и "Stand Up" была первой записью, на которой он полностью контролировал музыкальное направление.
В результате получается честная, проникновенная музыка, которая легко переходит от блюза / рока к джазу / классике, а также к странному фолку и восточному этническому колориту а-ля русская балалайка, добавляемой то тут, то там для пущей убедительности.
Памятка коллекционерам
Нашего внимания по-настоящему заслуживают только два относительно последних переиздания.
В первом 2001 года двойнике нет объёмного звучания, но было добавлено благотворительное шоу из Карнеги-Холла 1970 года, ранее доступное в виде давно вышедшего из печати винила.
Именно этот концертник включает в себя хайрезный пятиканал довольно посредственного качества (эхо в тылу).
Между тем записан он хорошо и годится любителям живых выступлений. Градус объёмного звучания можно поднять с помощью ап-миксера.
Второе роскошное переиздание "Stand Up" 2016 года и является предметом нашего обсуждения. Оно получило название "Приподнятое издание", намекающее на то, что в дизайне медиабука-кирпича предусмотрен подъём картонных фигурок музыкантов при развороте обложки, как это было задумано в оригинальном виниле 1969 года.
Jethro Tull "Stand Up" 2CD + DVD The Elevated Edition
DVD: DTS 96/24 5.1, LPCM 96/24 2.0, Dolby Digital 5.1
+ Original 1969 mixes (96/24 Stereo LPCM) Stand Up with additionally
- Living In The Past (mono version)
• Driving Song (mono version)
• Living In The Past (stereo version)
• Driving Song (stereo version)
+ Live At The Stockholm Konserthuset, 9th January 1969:
• To Be Sad Is A Mad Way To Be
• Back To The Family
Disc Three: DVD - The Steven Wilson remixes Album and Associated Recordings in 5.1 Surround & 96/24 Stereo LPCM
- A New Day Yesterday 04:11
- Jeffrey Goes To Leicester Square 02:12
- Bouree 03:48
- Back To The Family 03:53
- Look Into The Sun 04:37
- Nothing Is Easy 04:27
- Fat Man 02:52
- We Used To Know 04:03
- Reasons For Waiting 04:07
- For A Thousand Mothers 04:18
Associated Recordings:
- Living In The Past 03:25
- Driving Song 02:50
- Bouree (Morgan Version) 04:18
ВИА и производство:
Ian Anderson (flute, acoustic guitar, Hammond organ, piano, mandolin, balalaika, bouzouki, mouth organ, vocals)
Martin Barre (electric guitar, flute on «Jeffrey Goes To Leicester Square» and «Reasons For Waiting»)
Clive Bunker (drums, percussion)
Glenn Cornick (bass)
The Steven Wilson remixes Album and Associated Recordings in 5.1 Surround & 96/24 Stereo LPCM
Parlophone Records Ltd. (0190295932862) © 1969 \ 2016
Впрочем, давайте уже усядемся поудобнее и послушаем "книгу" от корки до корки. В ремиксе, кажется, чуть больше "эха", и Уилсон упоминает, что вокал был перенесён в центр. Это нормально, на самом деле, потому что так делается большинство современных миксов. Для общей оценки мы руководствуемся нашими расширенными критериями:
1. Баланс. Он точно есть в "Bouree" (трек 3). По углам установленные инструменты с равнозначной громкостью возымели эффект. Всем другим трекам повезло меньше.
2. Статика. Общая черта для всех миксов: фланговый обхват с относительно ослабленным центром (из него не долбит барабан, как обычно бывает).
При такой локализации сильный\солирующий инструмент (допустим, гитарный рифф) в левом (правом, опционально) фронтальном канале имеет тянущийся шлейф звука в противоположный тыл. То есть инструмент заполняет собою фланговое пространство.
В этот фон вставлены дискретные элементы, которые уже позиционируются по углам: погремушки, бонги, орган Хаммонда, флейта, гитары (чёс и соло) и прочие струнные. К сожалению, все они в недостаточной степени громкие.
Бас гуляет и булькает там, где захочет. Он, вообще, очень креативный, хорошо слышимый и подвижный. Один из ярких плюсов ремикса.
Мне показалось, что левый тыл недогружен, большая часть жизни за спиной кучкуется в правом тылу.
3. Динамика. Она резвая. Вы точно заметите летающую кругами флейту в первом треке, гитару в четвёртом, погремушки в седьмом. Весьма радует скачущий по углам гитарный рифф в треке 6.
Неприятный момент заключается лишь в том, что леталки нередко отрываются с насиженных мест уже под самый конец песен.
Вывод
Для сведения объёмного звука мистер Уилсон применил здесь современную нам парадигму: пытался равномерно размазать распределить инструменты по нынешним понятиям. Что-то пошло не так: то ли инструментов ему не хватило (гитары, бас, барабаны, флейта, мандолина, струнный оркестр – уже сам список говорит об обратном), то ли устал и проглядел дисбаланс в позиционировании и громкости.
В результате фронт доминирует, левый фланг звучит скромнее правого и, в целом, нет ощущения полнокровного окружения. Вот эта картинка, она показывает ситуацию: фланговый охват и затухание звука за спиной (с той разницей, что в реальности правый тыл звучит чуть насыщеннее).
А вот, что бы получилось, буде Уилсон все миксы сделал в квадрафоническом ключе, как это здорово слышно в "Bouree"! В каждом углу системы сидит группа громких, равноправных инструментов. Общий баланс.
Оценки сами скажут за себя:
1. A New Day Yesterday 04:11 = 7/8
2. Jeffrey Goes To Leicester Square 02:12 = 8
3. Bouree 03:48 = 10
4. Back To The Family 03:53 = 8
5. Look Into The Sun 04:37 = 7
6. Nothing Is Easy 04:27 = 8
7. Fat Man 02:52 = 7
8. We Used To Know 04:03 = 8/9
9. Reasons For Waiting 04:07 = 9/10
10. For A Thousand Mothers 04:18 = 8
Associated Recordings:
11. Living In The Past 03:25 = 9
12. Driving Song 02:50 = 9
13. Bouree (Morgan Version) 04:18 = 3
Средний балл = 8
Резюме
Второй альбом Jethro Tull - очень хорошее начало череды замечательных пластинок, начиная с него и заканчивая "Thick As A Brick". Альбом содержит ряд выдающихся песен, таких как хорошо известный "A New Day Yesterday".
Неудивительно, почему он получил высокий рейтинг среди слушателей: в нём много хороших песен, а также тот факт, что группа действительно стала самостоятельной в этом релизе и разработала звучание, которое сегодня мы сразу же ассоциируем с Jethro Tull, их фолк-роком, арт-роком, содержащим вездесущую высококвалифицированную игру на флейте Яна (Йэна) Андерсона. "Jeffrey Goes to Leicester Square" - прекрасный пример, как и чудный инструментал "Bouree".
Последовательность треков хорошо справляется с расстановкой акустических песен в промежутках между рокерскими, а также гибридными, смешанными из двух стилей. В некоторых мы пробуем струнные аранжировки и, даже, вкушаем несколько духовых инструментов - действительно меню для нашего банкета очень разнообразное и насыщенное.
Ещё одна выдающаяся песня - превосходная "Nothing is Easy", с её инструментальными соло и интересным ритмом. Этот трек довольно тяжёлый и указывает на то, что группа, наряду с игрой Мартина Барре на электрогитаре, могла бы играть нечто большее, чем просто "народные акустические песни".
Песня, к которой мы привыкли, в основном представляет собой акустический номер, но в ней есть прыгающий по каналам рифф и пара приятных соло на электрогитаре из заднего канала слева.
Нельзя пройти мимо курьёза, связанного со схожестью "We Used To Know" и хитом "Hotel California" (1976) от одной известной группы из США. Было дело, Андерсон подначивал Eagles, намекая на плагиат и авторские отчисления по этому поводу. Однако так ничего не дождавшись, при исполнении на концертах концовку своей песни он изменял на "орловскую".
Бонус-треки этого релиза являются приятным дополнением. Изначально записанный как сингл, "Living In The Past" - ещё один выдающийся трек, включенный сюда с отличным пятиканальным ремиксом. Впоследствии этот хит будет кочевать со сборника на сборник долгие годы. Он уже перепет многими артистами, включая уважаемого мною Миджа Юра из Ultravox.
Блюзовая песня "Driving Song" также стала неожиданным хитом в моей книге, наряду со "Sweet Dream". Я думаю, что это одни из лучших бонус-треков, да ещё и с девяткой за ремикс 5.1, предлагаемых в ремастере "Tull", и определённо это не одноразовые песни или просто какие-то странные концертные записи, которые можно скачать бесплатно.
Буклет написан хорошо и увлекательно, это почти биография "Джетро Талл", их становления в шоу-бизнесе. Для некоторых здесь может быть даже слишком много информации, поскольку Андерсон пренебрежительно отзывается о музыкальных способностях группы, за исключением басиста Гленна Корника.
Также довольно много написано о движущих силах проекта - Андерсоне и менеджере Терри Эллисе. Сам Андерсон выглядит довольно суровым, поскольку он унижает практически всех, кого упоминает, и хвастается своей незаинтересованностью во всех общественных мероприятиях, которые не способствовали продвижению карьеры группы. Возможно, это ревизионистская история, кто знает? В любом случае непринужденная привлекательность "Stand Up" была создана не случайно.
Наконец, буклет включает интересные мемуары Энди Джонса от его коллеги-инженера Джона Бернса (прославившегося "Аквалангом") и прекрасную дань уважения покойному Гленну Корнику, включая дискографию. Приведённый в материалах маршрут концертного тура также интересен несколькими интересными фестивальными афишами.
Как нам известно, медиабук «Вставай!» был выпущен уже позже последующих альбомов из многоканальной серии. Потому он дизайнерски подработан, как полновесная часть «талловских кирпичей»: три диска, концертник, многочисленные бонус-треки (синглы, моно-версии), хайрезный оригинальный стерео-микс 1969 года, новый стерео-микс от Уилсона, фотографии, мощный буклет, вклейка «Вставай!»...
Есть почти всё, что желается фанами от любимого альбома. Нет винила. И слава Богу. Потому берите набор пока ещё продаётся: на мой взгляд, очень хорошее соотношение цены и качества.
Другие рекомендуемые «кирпичи» альбомы Jethro Tull с объёмным звуком 4.0/5.1:
Jethro Tull "Too Old to Rock N Roll: Too Young to Die!" DTS 4.0: Лучше поздно, чем никогда
Jethro Tull "A Passion Play" 2DVD-Audio 5.1: Заяц, который потерял очки
Jethro Tull "Benefit": Вся выгода в DTS 5.1!
Jethro Tull "Live At Carnegie Hall, 1970" DTS 5.1: Когда "живая" запись - провал
Jethro Tull "Aqualung" Blu-ray LPCM 4.0: Quadra-тный Акваланг
Jethro Tull "Thick As A Brick " DTS 5.1: А вы знаете, каково это – быть тупым, как кирпич?
Σ = 8
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Deep Purple "Concerto for Group and Orchestra" SACD, DVD-A 5.1: Разочарование
Scorpions "Live In 3D - Get Your Sting & Blackout" Blu-ray 5.1: Прощальный тур 2011 года
Elton John "Madman Across The Water" SACD, Blu-ray 5.1: Псих, Левон и танцорша
Genesis "Trespass" DTS, SACD 5.1: Вторжение, прорыв и победа
Jeff Beck "Blow By Blow" SACD 5.1: Гитарный герой
Santana "Santana" SACD 4.0: Взрывной дебют
Return To Forever "Musicmagic" SACD 4.0: Джаз-роковое волшебство
The Pentangle "Basket Of Light" MLP 5.1: Прогрессивный фолк
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!