Найти в Дзене

Памятка учителю и родителю для эффективной учебы ребенка.

Поделюсь своими

школьными наработками. Если каждый учитель прочитает эту статью, то обязательно что-нибудь возьмёт на заметку. Сохраняйте, делайте репост.

  • Обратите внимание на дыхание.

Эффективное дыхание помогает ребенку получить энергию, восполнить повышенный расход энергии во время урока.

Дышать человек должен через нос! Всегда!

Необходима дыхательная гимнастика до занятий, во время и после.

  •   Дышите носом! 

Губы сомкнуты, зубы сомкнуты (не сжаты), язык всей поверхностью плотно прижат к верхнему небу. 

Учитель\родитель произносит: “Вдох”. Ребенок выполняет вдох носом. Плечи не поднимаются. Нижние ребра расширяются. 

Учитель\родитель произносит: “Выдох”. Ребенок выполняет выдох носом. Нижние ребра”стремятся к друг другу”. 

  • Если нарушена осанка. 

Есть паттерны, которые формируют положение тела в пространстве и тонус мышц (паттерн ходьбы, дыхания, глотания, жевания). Язык состоит из мышц и они совершают очень мелкие движения. Глазодвигательные движения совершаются мышцами, они в организме самые мелкие и точные. При письме рука совершает мелкие движения, нужна четкая координация. 

Артикуляция звуков, почерк, чтение во многом зависит от общей моторики (работы крупных мышц), правильно сформированного позвоночного столба в нем находится спинной мозг, который отвечает за движения, правильного положения головы. Для эффективной работы на уровне движений помогут упражнения на осанку, укрепление мышечного каркаса, регулярная двигательная активность, включать динамические паузы.

Если ученик перестал слушать, писать, много движений, теряет внимание - устал,  проведите гимнастику:

  • Исходное положение стоя. Вдох. Разгибаем коленные и локтевые суставы, выпрямляем руки и ноги, разжимая пальцы рук, и тянем носочки от себя, выгибаем спину в грудном отделе и запрокидываем голову назад. Тело приобретает позу дуги. Задерживаемся в этой позу на 4-5 секунд. Выдох. Повторить упражнение плавно 8 раз.
  • Исходное положение стоя. Вдох. Разведите руки в стороны. Подбородок тяните вверх. Выдох. Руками обнимаем себя, одновременно делаем наклон. Повторить упражнение плавно 8 раз.
  •   Сядьте правильно! 

На стуле Вы чувствуете седалищные бугры. 

Колени согнуты под прямым углом. 

Ноги полностью опираются на стопы. 

Большие пальцы и мизинцы ног прижаты к поверхности и вытягиваются вперед, не напрягаются. 

Затылок стремится вверх, по одному вектору с позвоночником.

Очень полезно ходить босиком по рыхлым, рельефным поверхностям.

  • Если ребенок грызет ручку, теребит одежду/волосы или у него есть другие навязчивые движения - ребенку не хватает энергии.
-2

Необходимо проводить артикуляционную, пальчиковую гимнастику и самомассаж кистей (можно использовать массажные мячи и ролики).

 

  • Артикуляционная гимнастика: подробно описано в предыдущей статье .
  •  На какой стороне жует ребенок чаще?

Напоминайте ребенку жевать на правой и левой стороне, тщательно. 

При нарушении прикуса или ограничении открывания рта обратитесь за консультацией к ортодонту.

  • Как ребенок глотает пищу или воду?

При проглатывании пищи и жидкостей участвует язык без помощи дополнительных движений губ, щек, глаз, шеи.

Если Вы видите, что ребенку трудно глотать, выполняйте пункты выше и обратитесь к логопеду. 

  • Если эмоции ребенка часто не соответствуют ситуации.

Введите режим дня, четкие правила, ежедневные традиции, события.

Например: чаепитие, необычные приветствия, чтение книги, настольные игры, походы, сказочные герои, которые помогают выполнить домашние задания…дарю очень интересное упражнения для развития высших психических функций.

-3

  • Есть ли у ребенка проблемы с устной речью?

Начните с пунктов выше! Просите ребенка отвечать полным ответом, что поможет структурно выстроить фразу. Обогащайте словарный запас, вводите новые слова. Просите их применять в разных ситуациях ежедневно. Играйте в игры с семантическими полями. Например, подберите близкие слова к слову “снег”.

  • Есть ли у ребенка проблемы с письменной речью?

Начинайте с пунктов выше, выполняйте глазодвигательные упражнения до начала занятий, развивайте моторику рук. Обратитесь к логопеду.

  • Глазодвигательные упражнения:

«Маляры»

Движения глаз вверх-вниз. Плавно 2-3 раза.

Нет забавнее игры:

Наши глазки маляры. (Садятся прямо и настраиваются.)

Мы заборы красим

Вверх вниз раз,

Вверх вниз два. (И так до 3 раз.)

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии. (Легко моргают.)

«Ходики»

Движения глаз вправо-влево. Плавно 2–3 раза.

Тик-так! Ходики

Работают исправно. (Дети садятся прямо и настраиваются.)

Влево вправо раз,

Влево вправо два. (И так до 3 раз.)

Полезно и забавно! (Легко моргают.)

При возникновении трудностей и непонимания какого-либо пункта обратитесь к логопеду.

Благодарю за прочтение. Если Вы оставите свою реакцию или комментарий, это поможет каналу дальше развиваться.

Логопед Воропаева Татьяна Вячеславовна.