Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
🧠 Что такое заикание и почему оно возникает? Заикание — это нарушение ритма и плавности речи, вызванное судорогами мышц речевого аппарата (гортани, языка, губ) . Оно похоже на сбой в сложнейшем оркестре, где более 100 мышц должны работать слаженно . Его появление связывают с сочетанием нескольких факторов: · Нейробиологические особенности: Современные исследования показывают, что в мозге есть особые сети, отвечающие за речь. У людей, которые заикаются, может быть нарушена координация между областями, планирующими речь и управляющими мышцами . Важную роль играет дофамин — вещество-нейромедиатор, участвующее в моторном контроле и обучении. Гиперактивность дофаминовых систем может влиять на речевую функцию . · Нарушение координации: Обнаружено, что координация между речью и дыханием у людей, которые заикаются, может быть нарушена. Почти все мы говорим на выдохе, и сбой в работе дыхательных цепей способен провоцировать заикание . · Генетика: Примерно 60% людей, которые заикаются, имеют близкого родственника с такой же особенностью. Дети с семейной историей заикания почти в два раза чаще сохраняют его с возрастом . · Психологические и средовые факторы: Сильный стресс, испуг, напряженная обстановка в семье или требования говорить слишком много и сложно для ребенка могут стать "спусковым крючком" для заикания, особенно если нервная система изначально ослаблена . При этом важно знать: люди, которые заикаются, не более тревожны от природы, но сама тревожность может усиливать проявления заикания . 📖 Умные фразы из книг о механизме заикания. Объясняю на пальцах. «Патологическая детерминанта, связанная с гиперактивностью срединных структур мозга при снижении регулирующих влияний со стороны высших отделов мозга» — это и есть та самая гиперактивность глубинных (подкорковых) зон мозга, например, дофаминовых систем, которые выходят из-под контроля "высших" центров в коре. «Центральные промежуточные звенья речевой моторной системы и речевые зоны коры больших полушарий» — это речевые "центры" в мозге, такие как зона Брока (отвечает за произнесение) и зона Вернике (отвечает за понимание) , работа которых нарушается. «Центральные референтные звенья, регулирующие самый высокий уровень координации речевых движений» — это высший уровень управления, который должен обеспечивать плавность и ритм, но его функция нарушена из-за проблем в нижележащих "блоках" . 💡 Как предупредить заикание? Профилактика особенно актуальна для детей в периоды активного развития речи (2-5 лет и 7 лет) . 1. Создавайте спокойную обстановку: Оградите ребенка от сильных стрессов, испугов, постоянных ссор. 2. Следите за речевой нагрузкой: Не перегружайте ребенка сложными стихами, требованиями много рассказывать незнакомым людям. Речь должна быть в радость . 3. Говорите размеренно сами: Ребенок учится, подражая. Если вы говорите четко и не торопясь, это лучшая модель для него . 4. Не акцентируйте внимание на ошибках: Если ребенок запинается, не одергивайте его и не просите "дышать глубже". Лучше просто спокойно выслушайте. 🗣️ Как корректировать заикание? Подход должен быть комплексным и лучше, чтобы его подбирали специалисты (логопед, невролог, психолог) . Вот некоторые эффективные стратегии: · Работа с логопедом: Специалист может научить техникам, которые облегчают речь. · Мягкое начало: Плавное включение голоса в начале фразы, чтобы снизить напряжение в голосовых связках . · Легкие артикуляционные контакты: Произнесение звуков (например, "т", "п") с минимальным напряжением языка и губ . · Растяжка слогов: Замедление и плавное произнесение слов . · Дыхательные упражнения: Тренировка речевого дыхания, чтобы воздуха хватало на фразу и он расходовался экономно. · Психологическая поддержка: Помощь в принятии своего состояния, снижении страха перед речью и повышении уверенности в себе крайне важны . · Специализированные программы: Например, "синхронизированная речь по ритму", когда слова произносятся с равным ударением на каждый слог, как под метроном .
1 месяц назад
Фномен (исчезновение заикания в определенных условиях) называется "эффектом свободы от заикания". Суггестивные воздействия при заикании
Суггестия (внушение) — это мощный инструмент в коррекции заикания, направленный на изменение психологического состояния человека, его отношения к дефекту и собственной речи. Цели суггестивной терапии: 1. Снятие страха речи (логофобии): Это ключевая задача. Через внушение (как в состоянии релаксации, так и в бодрствовании) человеку приучают, что он может говорить плавно, что ситуация общения безопасна. 2. Формирование "установки на успех": Внушается уверенность в своих силах, вера в возможность излечения...
1 месяц назад
Мой идеальный день: почему рутина — лучший друг для мамы и ребёнка в 3 годаЗаписки одной мамы.
Привет, мамочки! Меня зовут Аня, и у меня растёт трёхлетний непоседа Матвейка. Как и вы, я иногда чувствую, что день пролетает в хаосе. Но опыт подсказывает: именно распорядок и предсказуемость дарят малышу чувство безопасности, а мне — спокойствие. Сегодня я решила поделиться нашим планом дня. Это не строгая инструкция, а скорее ориентир, наполненный любовью, развитием и заботой о здоровье. Главный наш фокус — на плавном развитии самостоятельности. Возраст 3 года — это: · Почему «я сам!»: Стремление к независимости, кризис самоутверждения...
2 месяца назад
Заикание: что говорит наука? Нейробиология, генетика и инновационные методы коррекции
Заикание — одно из самых древних и загадочных речевых расстройств, которое испокон веков привлекало внимание ученых. Сегодня, благодаря современным методам нейровизуализации и генетическим исследованиям, мы начинаем понимать сложные механизмы этого состояния. Это не просто «дефект речи», а сложное неврологическое расстройство, требующее комплексного подхода к диагностике и коррекции. 🔍 Нейробиологические основы заикания: ключевые открытия Долгое время заикание считалось психогенным расстройством, но современные исследования опровергают это...
2 месяца назад
Почему нельзя ждать: важность ранней коррекции заикания у ребенка
«Само пройдет» — это самое опасное убеждение, которое может услышать родитель ребенка с заиканием. Заикание — это не просто «некрасивая речь», это сложное нарушение, которое легче всего скорректировать в самом начале пути. Почему действовать нужно сразу — разберем по пунктам. Золотое время: сензитивный период речи Мозг ребенка — это уникальная система, которая впитывает все, как губка. Пик его восприимчивости к освоению речи, так называемый сензитивный период, приходится на возраст от 2 до 5 лет...
2 месяца назад
У заикающихся наблюдается вальгус и реже варус стоп. Связано ли это?
Сила ног — это не только про устойчивость, но и про здоровье всего организма Заикание и деформации стоп — на первый взгляд, эти явления кажутся абсолютно не связанными. Однако все чаще специалисты отмечают, что у людей с логоневрозом нередко наблюдается вальгусная установка стоп, а реже — варусная. Это не случайное совпадение, а следствие глубоких связей между нашим мозгом, нервной системой и опорно-двигательным аппаратом. Как устроена наша стопа: маленькое чудо инженерной мысли Стопа человека...
2 месяца назад
Страшненькая получилась у нас девочка.
Задумывались ли вы, что детские привычки — например, дышать ртом — напрямую влияют на внешность во взрослом возрасте? Формы лица, скулы, гармоничный профиль — всё это закладывается в детстве. И некоторые «милые» особенности могут привести к серьезным диспропорциям. Разбираемся, как помочь лицевому скелету ребенка сформироваться правильно, чтобы он вырос не только здоровым, но и красивым. Девочка с «ушедшей назад» нижней челюстью (дистальный прикус) Представьте ситуацию: у девочки нижняя челюсть изначально немного выдвинута вперед (мезиальный прикус)...
3 месяца назад
Шёпотом, тайные логопедические упражнения для идеальной речи
Вы когда-нибудь задумывались, как профессионалы ставят голос и оттачивают дикцию? Это не магия, а система. Перед вами — настоящий конспект с занятий у логопеда, который напоминает скорее шифровку или план секретной миссии. Давайте вместе расшифруем эти пункты и превратим их в понятные инструкции для домашней практики. Это не просто набор упражнений. Это целый комплекс, который работает с речью всесторонне: от положения тела до вибрации звука. Фундамент: Тело и Дыхание Всё начинается не с горла, а с осанки и живота...
3 месяца назад
Дети — цветы жизни? Нет, вы просто обслуживающий персонал
«Дети — цветы жизни». Эта фраза такая же избитая, как и неверно истолкованная. Мы повторяем её как мантру, оправдывая ею свою родительскую роль. Но в какой момент нежная забота о хрупком ростке превращается в тотальное обслуживание, где ребёнок — это божество на пьедестале, а родители — уставшие слуги? Давайте разберёмся, где проходит грань между любовью и перекосом. Цветок, который нужно взращивать, а не обслуживать Ребёнок и правда цветок. Но в чём истинный смысл этой метафоры? · Он хрупкий...
3 месяца назад
Моя дочь осталась без линейки. И это было лучшее 1 сентября в нашей жизни!
Для нас с дочкой-четвероклассницей 1 сентября — это всегда особенный день. Она на семейном образовании, а значит, классической школьной линейки в нашей жизни нет. Но это не повод для грусти, а возможность создать свои уникальные традиции! В этом году мы устроили праздник именно так, как хотели сами, и он получился незабываемым. И мы уехали праздновать в сердце нашего прекрасного города — на Нижегородскую ярмарку. Это место оказалось идеальной площадкой для нашего личного Дня Знаний! Наша альтернативная...
3 месяца назад
Великолепное стихотворение о учителях.
Андрей Дементьев Не смейте забывать учителей Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей. Им не хватает этих встреч нечастых. И, сколько бы ни миновало лет, Случается учительское счастье Из наших ученических побед. А мы порой так равнодушны к ним: Под Новый Год не шлём им поздравлений. А в суете иль попросту из лени Не пишем, не заходим, не звоним. Они нас ждут. Они следят за нами...
3 месяца назад
Часть 3: «Дыхание, которое лечит: почему ребенок дышит ртом и как это исправить за 5 минут в день»
Хронические простуды,неусидчивость, даже проблемы с прикусом — корень многих бед может быть в одной простой вещи: ребенок не умеет дышать носом. Не просто вдыхать воздух, а дышать правильно, «реберно», наполняя организм энергией. Исправить это проще, чем кажется. И это меняет все. На уроках я учу детей не только говорить,но и… дышать. Потому что эффективное дыхание — это топливо для мозга. Правило железное: дышать нужно только носом! Всегда! Как это проверить и научить? Упражнение«Вдох-Выдох»: 1...
3 месяца назад