В основном я веду речь об учениках начальной школы, хотя и среди среднего звена тоже такие попадаются… Но об этом будет отдельно.
Обычно с начальной школой главный запрос – чтобы успевали по учёбе. Сделать домашнее задание, останется время – занимаемся. Ладно, мы уже смирились.
И ведь каждый раз доносим и до детей, и до родителей мысль: сообщить репетитору задание – ваша ответственность. Ладно, пусть не ребенка (в силу возраста), пусть родителей.
***
Итак, приходит ко мне второклассница.
- Нам задали в этой…рабочей тетради. У меня в дневнике. Щас.
Активно копается в дневнике. Спрашиваю, нашла ли запись. Она в ответ как-то странно мнётся, гнётся и вообще менжуется, издавая непонятные звуки:
- Эээ…аааа…фефяк-фефяк…
- А давайте-ка я сама посмотрю в дневнике, - говорю я змейским голосом.
- Ну это… Я тут, может, немножко перепутала…
Но дневник отдает. Смотрю запись:
- 1-4.
Очень информативно. )))) Ощущая себя Шерлоком Холмсом, мисс Марпл и Эркюлем Пуаро в одном флаконе открываю учебник и прошу показать, что они сегодня делали в школе.
А делали они, как выяснилось, урок 36.
Гордо прихожу к логическому выводу, что и в тетради задали урок 36. Что косвенно подтверждается двумя фактами:
- предыдущий урок уже сделан;
- девочка радостно кричит, что им показывали здесь делать.
Ну что, мужественно делаем. Точнее, делает девочка под моим руководством. Хотя, признаюсь, первое упражнение я за неё сделала. Пометила сверху карандашом, где какой символ. Я считаю, не стоит им голову этими значками забивать, только путать.
(Насчет таинственных знаков я писала здесь: "Об условных обозначениях в учебниках Биболетовой")
***
Приходит к Ведьма Анафемовне третьеклассник. Кстати, постоянные читали, наверное, вспомнят. Это тот самый ребенок-робот, с которым ещё были проблемы из-за того, что мама на сообщения не отвечала. Он тогда опоздал на урок, пришёл, когда репетитора уже не было и убежал, издавая невнятные крики. Мы уж думали, больше не придёт. Еще как пришёл! И дальше ходит. И приходит минут на 20-30 раньше. А мама так и не объявилась. ))
Ссылки на все истории о нём теперь есть в подборке «Про мальчика-робота». Или можно перейти по ссылке в рубрикаторе.
Ибо, я подозреваю, будет ещё, что написать.
Так вот, призывает меня Ведьма Анафемовна:
- У нас нет рабочей тетради к учебнику Биболетовой за 3 класс? Молодой человек её забыл, а ему по ней задали.
Нервно смотрим год издания учебника – 2012. Я нахожу тетрадь, смотрим год её издания – 2013. Хорошо, задания должны совпадать. (Просто если учебник новый, после какого-то года, там уже другое издательство и другая рабочая тетрадь.)
Общими усилиями пытаемся выяснить, что ж ему задали. Задали «из этого…зелёного». Они оба зелёные! И учебник, и тетрадь! Хором вопрошаем, из какого именно зелёного задали.
Мальчик называет номер страницы – 59. Однозначно не тетрадь, потому что там на этой странице задание к концу третьего юнита, а они только в начале, в районе урока 34. Тем более, у меня уже 2 третьеклассника были, а они ж примерно одинаково идут.
Да, учебник.
- Нам надо вот это под картинками написать в словарь.
Они не ведут словарь! Начинаем выяснять, что за словарь, где словарь. Ну, мало ли, может, решили именно с этого урока вести.
Мальчик «проясняет» ситуацию:
- Нам в 2 тетради надо записать. В одну вот это. – показывает на выражения под картинками. - В другую – по-русски.
Мы смотрим друг на друга и дружно тупим, ибо не понимаем смысла такого действия. Плюс очень хорошо представляем, что от этого мальчика можно услышать самые разнообразные версии, ни одна из которых не будет правильной.
В результате Ведьма Анафемовна принимает соломоново решение: записать выражения с переводом в тетрадь, с которой он занимается у нас. Тем более, школьную он всё равно забыл дома. )))
***
Теперь у меня два вопроса.
1. Почему родители спокойно курят бамбук, зная, что у их детей проблемы с записью и пониманием домашнего задания?
Как вы понимаете, с нашей стороны было говорено-переговорено:
- Сообщайте, присылайте скрины электронного дневника, выцарапывайте на бересте, пишите на папирусе, выбивайте на мраморе – но донесите до нас домашнее задание!
2. Навязшее в зубах, но ладно. Трясу седой головой, воинственно вскидываю клюку и вскакиваю на лавочку у подъезда (уже имею право, возраст позволяет):
- Доколе! Доколе дети будут надеяться, что кто-то другой задание сфотографирует, выложит, узнает? Вот в наше время не было телефонов, поэтому было просто: не записал – твои проблемы. Иди ножками к другу, узнавай. А его может и дома не быть. Тогда к другому пойдёшь. И к третьему. Вот так разик-другой сходишь и будешь всё записывать. А теперь? Кому-то вообще учителя задания не говорят, а сразу родителям в чат кидают. У кого-то велят в электронном дневнике смотреть. Кто-то вроде и записывает – но вы видите, как.
Мне кажется, дело в том, что нет ответственности, потому что всегда можно написать Ваське, позвонить Ваське, написать в чат класса. А Васька думает, что он может позвонить вам, написать вам, посмотреть в чате класса. А в чате класса вообще все смайлики постят. 😁 (Типа гыыыы...)
Система выдачи этих заданий изменилась. Если раньше всё буквально разжевывали, учитель по рядам проходил, смотрел, правильно ли записали (на первых порах, во всяком случае), то теперь и учитель этим не заморачивается. А ведь правильно и внимательно записывать домашнее задание детей тоже надо учить.
Если не научишь – потом получается то, что я описывала на днях:
Репетитор разводит руками, или про одно домашнее задание
И то, о чём я напишу завтра или послезавтра, там вообще апофеоз был. )) Здесь:
Как не надо приносить домашнее задание
Вы согласны?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Напоминаю, что вечером, как всегда, пятничная подборка.
Вот о чем я писала 26 января в прошлом году:
Я все-таки кое-чему научила даже, казалось бы, очень проблемного ребенка
Иногда дети так интересно преобразуют устойчивые выражения
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.