Как вы думаете, что за воин революции изображен на снимке ниже? Простой красноармеец или, быть может, командир? Взгляд серьезный, в руках портфель... Да это же начальник (иным словом – руководитель) нашего музея в 1922-1924 годах Сила Моисеевич Мищенко. Колоритно выглядит, правда?
Сила Моисеевич родился в простой крестьянской семье, участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. За боевые заслуги получил ряд наград и дослужился до комбрига. В начале 1922 года Мищенко был назначен начальником нашего музея, который в те годы назывался Музей Красных Армии и Флота. Одновременно Сила Моисеевич преподавал в Военной академии РККА и учился в МГУ – в общем, без дела не сидел.
Несмотря на занятость новый начальник решительно взялся за решение музейных проблем, которых тогда было немало. Немногочисленные сотрудники не получали зарплату, фонды не пополнялись, а площадей не хватало. Неудивительно: в стране царила разруха, а на окраинах еще тлела Гражданская война.
Энергия и твердость Мищенко действительно помогли молодому музею – ряд важных задач был решен. Например, удалось добиться указа Революционного Военного Совета Республики о том, чтобы при расформировании воинских частей их боевые знамена передавались в фонды учреждения.
Важной вехой стало участие музея в масштабных празднованиях пятилетней годовщины создания Красной Армии. Музею здесь отводилась важная роль: на его базе проходила большая выставка, центральное место в которой занимал раздел «Поезд председателя РВСР Л. Троцкого».
В 1924 году Мищенко получил новое назначение и уехал на Кавказ начальником штаба 1-й Кавказской стрелковой дивизии. Вместо него начальником музея был назначен словенец (!) Франц Францевич Енко, однако это уже совсем другая история.
Сам Мищенко продолжал быть в центре жизни молодого СССР. В разные годы он выступал комендантом Новоград-Волынского укрепленного района, исполнял обязанности военного атташе в Польше, командовал группой войск при подавлении антисоветского восстания в Грузии.
В 1941 году Сила Моисеевич, к тому времени - генерал-майор, был арестован по доносу сослуживца. Ему вменялись «клеветнические отзывы» о Сталине. Через полгода бывший начальник музея был расстрелян. В 1955 году его реабилитировали.
Сегодня о Силе Моисеевиче Мищенко в нашей экспозиции напоминает его бинокль и фотография. Да, та самая, что вы видите сейчас.