Зиновий Гердт был не просто актёр. Он – уникальная личность. В ней совпали и талант, и добродетель. Что большая редкость для представителей этой профессии.
Родился Зиновий в сентябре 1916 года, в небольшом городе Себеж. Настоящее имя артиста – Залман Храпинович. Когда-то оно показалось ему недостаточно благозвучным, и отправилось на свалку истории. Откуда иногда извлекалось по торжественным поводам.
Население городка Себеж, что на границе Латвии и России, разделилось ровно на три конфессии. Часть ходили в синагогу, часть - в православные храмы, и часть – в костёл. Горожане свободно говорили на трёх языках – русском, идише и польском.
Гердт всегда отзывался о своих родителях с большой любовью. Ему, самому младшему в семье, было позволено чуть больше, чем остальным. Залман рос любознательным мальчиком, «себе на уме». В выпускном аттестате у него было написано: «Имеет склонность к драматической игре».
Гердт поступил в фабрично-заводское училище. В котором был ТРАМ (театр рабочей молодёжи). Там Зиновий начал свои первые шаги навстречу профессиональной сцене. Постепенно занятия в самодеятельном театре перетекли в профессиональную театральную студию.
Гердт прекрасно танцевал. Почти каждый вечер он проводит в фойе кинотеатра, где вместе с партнёршей вытанцовывал джаз. Многие приходили специально, только посмотреть на пару.
Летом 1941 началась война. Студийцев освободили от службы в армии, сформировав фронтовые бригады. Но 10 человек, в их числе и Гердт, отвергли данные им привилегии, и ушли на фронт добровольцами.
В феврале 1943 рядом с командиром сапёрной роты Гердтом упала ракета. Он увидел, что его левая нога начинает дёргаться, «как хвост дракона». Тогда Зиновий понял, что с танцами покончено навсегда.
Два года в госпиталях, десятки операций. Гердт всё вытерпел. И строил планы на будущее. Однажды в Новосибирском госпитале выступала кукольная труппа. Зиновий смотрел не на кукол, а на актёров за ширмой. Он понимал, что зрителям абсолютно всё равно, как те выглядят. Хромают или нет. Это вдохновляло.
В Москве Гердт пошёл устраиваться на работу к самому известному кукольнику страну, Сергею Образцову. Тот, по словам артиста, принял его в «стаю». И пробыл он в ней 36 лет.
Кукольные спектакли с участием Зиновия Гердта – «Божественная комедия», «Необыкновенный концерт», каждый раз становились событием. Его конферансье Эдуард Апломбов вошёл в Книгу рекордов Гиннеса за самое большое количество выходов на сцену.
Гастролируя за границей, Гердт выучивал роль на языке принимающей стороны. Узнавал местные новости и придумывал актуальные шутки. Иностранцы были в восторге.
Гердт говорил, что кукла в руках актёра – уже не вещь, а часть его тела. Он был большим педантом, и постоянно обсуждал с мастерами каждый винтик и деталь на его героях.
Уход Гердта из театра был предсказуем. По его словам, он просто «заигрался» в куклы.
В кино Гердт попал через дублирование фильмов. Сперва он озвучил персонажа в фильме «Фанфан-Тюльпан». Потом были дубляжи научно-популярных и документальных фильмов.
Перейти из закадрового кино в кадр мешала искалеченная нога. Но и для Гердта нашлась роль. На роль Паниковского в фильме «Золотой телёнок» его пригласил режиссёр Швейцер. Гердт в роли «человека без паспорта» - это было абсолютное попадание.
Потом было много, очень много эпизодических ролей. Работал на телевидении, вёл передачу «Кинопанорама», выступал с выездными сольными концертами.
Умер Зиновий Ефимович на 81 году жизни в Москве, в окружении семьи и родственников.
Гердта всегда обижало, что его воспринимают только как комика. «Почему они думают, что я шут. А я – Король Лир».