Развивать певческий голос -это значит методами определенных тренировок изменять акустические характеристики его звучания. В своей книге Стулова рассматривает акустические закономерности, сопутствующие изменениям качества звучания певческого голоса.
С позиций акустики и физиологии постановка голоса, в конечном счёте, сводится к приобретению какой-то определённой устойчивой вокальной техники или системы управления певческой фонацией.
Под «управлением» следует понимать сложный комплекс нерво-двига тельных процессов, позволяющих певцу однозначно и уверенно решать поставленную «фонационную задачу», например, взять верхнюю ноту своего диапазона.
Галина Павловна Стулова
Галина Павловна является талантливейшим музыкантом и педагогом, ученым-исследователем, чьи работы обогатили музыкальную науку в области вокально-хорового дирижирования и исполнительства, доктора педагогических наук, профессора кафедры музыкально-исполнительского искусства, действительного члена Международной академии наук педагогического образования.
Вокальная техника.
Любая вокальная техника обеспечивает определённую эффективность по интенсивности, высоте, тембру и выносливости, то есть неутомляемости голоса.
К основным биофизическим характеристикам певческого голоса относится
интонационная характеристика,
динамическая,
тембральная
временная.
- К интонационной характеристике относится: точность или чистота звуковысотного интонирования, ширина звукового диапазона, его высотное расположение на шкале частот.
- К динамической характеристике певческого голоса относится ширина динамического диапазона голоса певца, иными словами, какова разница в силе его звучания при пении forte и piano на каждой высоте по всему звуковому диапазону.
- Тембр голоса с акустической точки зрения зависит, главным образом, от количества обертонов и интенсивности отдельных частот в спектре его звука.
К тембральной характеристике голоса относится:
- вокальная позиция (близкая или заваленная в макушку);
- степень выравненности и округленности гласных;
- плавность регистровых переходов;
- качество певческого вибрато;
- характер озвученности певческих резонаторов (грудного и головного).
На тембр голоса оказывает своё влияние фонетика языка, способ артикуляции и качество дикции певца.
4. Временная характеристика вокального-это правильная ритмическая его организация. Это уровень развития одной из основных музыкальных способностей певца: чувства ритма. По продолжительности времени выдержанного звука, который певец способен тянуть ровным по силе голосом, можно судить об уровне сформированности такого вокального навыка, как певческое дыхание.
Можно давать качественные оценки звучания певческого голоса на слух или от показания приборов с точки зрения акустики, которые можно визуально наблюдать и измерять в определенных единицах.
Со стороны акустики все выглядит гораздо интереснее.
Традиционно считалось, что звуковые волны певческого голоса зарождаются в гортани в результате колебаний голосовых складок и что они и являются источником звука.
Однако по последним исследованиям в области нейрофизиологии утверждается, что источником звука являются волнообразные перемещения слизистой оболочки дыхательных путей под напором подсвязочного воздуха, а колебания голосовых складок играют лишь роль вибратора как возбудителя этих перемещений.
Звуковые волны, распространяясь концентрическими кругами во все стороны по тканям, окружающим гортань, лишь частично выходят в наружное пространство через ротовое отверстие и до уха слушателя доходит только очень небольшая часть первоначальной общей энергии звука.
цитата из книги
Итак, что мы имеем:
- мягкие ткани поглощают звук, как бы растворяют его,
- твердые — отталкивают, то есть отражают в пространство.
А СЕЙЧАС САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ.
"Воздушные пути голосового аппарата покрыты мягкой слизистой оболочкой. Певцу во время фонации необходимо как-то сделать их более твердыми для того, чтобы усилить звучание голоса.
Именно для решения этой задачи в процессе постановки голоса певцы используют следующие приемы:
• раскрытие крыльев носа, что делает стенки слизистой оболочки носовых ходов более твердыми;
• активизация мягкого нёба, как при зевке, создающего ощущение купола;
• опускание корня языка вниз по вертикали вместе с гортанью, как при утрированном произношении гласного «у» или как при глотании;
• раскрытие глотки по горизонтали, как при произношении на улыбке фонетически определенно гласного «э»;
• вдох на зевке или вдох широким горлом, как при удивлении и др.
Все эти движения направлены на растяжение мягких тканей слизистой оболочки воздушных путей голосового аппарата, что делает их более твердыми и упругими для усиления их отражательной способности и повышения КПД голоса в отношении его силы."
Это знание дает нам то, что мы будем делать какое-то из артикуляционных движений осознанно и сможем легко сохранить нужное ощущение во время пения, полученное от расположение артикуляционных органов.
Согласитесь, что это другой взгляд на процесс работы органов голосового аппарата и понимания как у нас внутри все происходит.
Ощущение мягкости тела и всех мышц должно превратиться в ощущение твердости этих мышц при пении.
Степень активности отдельно взятой вашей мышечной системы и вашей голосообразующей зависит от общего мышечного тонуса организма. И потому ваша забота давать мышцам физические нагрузки в течении дня и быть физически активным во время пени, что значит не просто обычно по ощущению стоять, а работать внутри мышцами, что влияет напрямую на силу вашего голоса.
Именно поэтому в Курсе вокала, который недавно появился на канале, самый первый урок про включение нужных мышц в работу при пении.
Книга в нашей группе ВК Г. П. СТУЛОВА АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ